Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка
Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
-Общайтесь с детьми уважительно.
-Помогайте им принимать самостоятельные решения в том, что касается их дисциплины.
-Всегда предоставляйте им свободу выбора, чего бы это ни касалось.
-Никогда не унижайте их.
-Всегда объясняйте им, почему вы даете им какие-либо инструкции; постарайтесь не приказывать им в авторитарном тоне.
-Избегайте порицания и критики по отношению к ним. Всегда давайте им понять, что вы поддерживаете их начинания
-Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
-Помните, что поступки ребенка не всегда являются умышленными;
-Не давайте ребенку реактивных указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
-Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
-Избегайте, с одной стороны чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;
-Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте одного в комнате и т.д.);
-Повторяйте свою просьбу спокойно одними и теми же словами много раз;
-Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
-Выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
-Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
-Изменение психологического микроклимата в семье:
-Уделяйте ребенку достаточно внимания;
-Проводите досуг всей семьей;
-Не допускайте ссор в присутствии ребенка.
-Организация режима дня и места для занятий:
-Установите твердый распорядок дня для ребенка;
-Чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
-Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
-Оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
-По возможности избегайте больших скоплений людей;
-Помните, что переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
-Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение;
-Не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
-Чаще хвалите ребенка, порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
-Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
-Воспитывайте в детях навыки управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом и агрессией;
-Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
-Постепенно расширяйте круг обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком;
-Не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
-Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
-Помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как для него это самый трудный этап;
-Не давайте одновременно несколько указаний; задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев.
-Объясните гиперактивному ребенку его проблемы и научите его с ними справляться.
Помните, что словесные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.
Наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
- Лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
- Запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры, просмотр телепередач;
- Прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, досрочное укладывание в постель)
Помните, что за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». Постоянно поощряйте желательное поведение ребенка и игнорируйте нежелательное.