Коммуникативная компетентность
Коммуникативная компетентность – совокупность знаний, умений и навыков в области речевой коммуникации.
Дошкольнику с ОВЗ, чтобы легче адаптироваться в социуме, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией. Компетентность дошкольника с ОВЗ включает в себя умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Они же не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими, испытывают серьезные трудности в общении, особенно со сверстниками. В то же время именно дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
Нарушенное развитие детей с ОВЗ имеет свои закономерности, характеризующие как отставание в развитии психики, так и компенсацию нарушений.
Благодаря коррекционно-воспитательной работе у них могут сформироваться психические функции. Основная задача педагога - выявить у ребенка с ОВЗ сохранные функции, базируясь на которых, можно корректировать ход его психического развития. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание. Дети с ОВЗ в большей степени нуждаются в формировании коммуникативной компетенции, так как нарушение речевой функции - это незрелость отдельных психических процессов, снижение активности в общении, снижение уровня общения, приводят к нарушению процесса коммуникации, что ведет к недоразвитию коммуникативной компетенции в целом. Коммуникативные игры – наиболее простой и эффективный способ развития общения у детей с ОВЗ. Это игры «Здравствуйте», «Прощание», «Маленькие ножки и большие ноги», игры - знакомства, ролевые игры, упражнения на вербальную и невербальную коммуникацию, игры на развитие эмоциональных реакций. Также развитию коммуникативной компетенции способствует и словарная работа на занятиях и в свободной деятельности. Знакомство с новым словом происходит с опорой на наглядность. Это обязательно, так как дети с ОВЗ не воспринимают слово только на слух, оно должно быть подкреплено картинкой. Шаг за шагом расширяется словарный запас детей.
Используемые методы и приемы развития:
-рассматриваем рисунки и фотографии;
-упражнения подражательно-исполнительского характера;
-игры с правилами;
-отобразительные игры;
-словесные, подвижные;
-тематическое рисование;
-игры-драматизации;
-игры-хороводы;
-мини-драматизации.
Прогулкам отводится большое место в воспитательном процессе. Они направлены на формирование и развитие у детей с ОВЗ позитивного эмоционально-целостного отношения к окружающему миру и природе. А так же служат средством отдыха, восстановления работоспособности и физического развития. Во время прогулок происходит познание окружающего мира. Наблюдение на прогулках - это восприятие предметов и явлений, выделяются общие и отличительные признаки, устанавливаются закономерности и на основе этого делаются определенные выводы и обобщения. У детей с ОВЗ формируется умение наблюдать, видеть, выделять, подмечать, объяснять, в доступной для них форме, явления предметов окружающей действительности и наблюдается положительная динамика в развитии речемыслительной деятельности. Детей с ОВЗ нужно постоянно учить всему, даже улыбаться. Заставлять повторять отдельные слова, разучивать слова и фразы, включающие просьбы. Разговаривая с ребенком, нужно дать ему время на ответ.
Основными компонентами прогулки являются:
- наблюдения;
-беседы;
-подвижные игры и игровые упражнения;
-трудовые действия;
-индивидуальная работа.
Подвижные игры развивают у детей активность, самостоятельность, вырабатывают умение действовать в коллективе, что укрепляет эмоциональные контакты между детьми. Также оздоравливают, укрепляют организм и способствуют профилактике заболевания. Дети с ОВЗ хорошо реагируют на рифму. Поэтому и подвижные игры полезно преподносить в стихотворной форме. При этом развивается речемыслительная деятельность, ведь дети вместе повторяют слова и отдельные фразы и соотносят их с движениями, контактируют со сверстниками.
Следующая часть прогулки –трудовые действия детей. При этом расширяются положительные взаимоотношения со сверстниками, формируется самостоятельность, активность, речь детей, пополняется словарный запас. Следует подчеркнуть, что для детей с ОВЗ характерны кратковременность интереса, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. А это в свою очередь тренирует память, развивает мышление.
Общение детей с ОВЗ с детьми другой группы ведет к формированию адекватного социального поведения, реализации потенциального развития, через совместные прогулки, общие игры, развлечения, спортивные мероприятия и праздники.
Развивая коммуникативную сферу детей с ОВЗ, педагоги способствуют их успешной социализации, развитию общения в социуме, так как коммуникативная компетентность является необходимым условием успешной реализации личности.