Мониторинг оценки информационно-коммуникационной компетентности обучающихся 10-х классов
В период с 19 по 27 апреля 2016 года в рамках исполнения приказа департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.03.2016 г. № 418 "О проведении процедур внешней оценки образовательных достижений обучающихся образовательных организаций в Ямало-Ненецком автономном округе в 2016 году" в автономном округе проводится мониторинг оценки информационно-коммуникационной компетентности обучающихся 10-х классов. Для участия в мониторинге сформирована репрезентативная выборка общеобразовательных организаций и 10-х классов. В Пуровском районе в мониторинге будут принимать участие три общеобразовательных учреждения: МБОУ "СОШ № 1 им. Ярослава Василенко" п. Пурпе, МБОУ "СОШ № 3" г. Тарко-Сале, МБОУ "СОШ № 1" п.г.т. Уренгой.
Информационно-коммуникационная компетентность (далее – ИК-компетентность) – это способность эффективно работать с информацией, решать конкретные/практические повседневные задачи, умело используя возможности информационно-коммуникационных технологии и соблюдая при этом этические и правовые нормы, для того чтобы успешно жить и трудиться в условиях современного информационного общества.
При этом ИК-компетентность предполагает, в первую очередь, сформированность универсальных навыков мышления и решения задач (умения наблюдать и делать логические выводы, анализировать ситуацию с разных точек зрения, понимать общий контекст и скрытый смысл высказываний и пр.), а не умение работать с определенными программными продуктами или пользоваться техническими возможностями компьютера.
Составляющие ИК - компетентности
ИК-компетентность включает в себя 7 составляющих:
● Определение (информации): умение корректно сформулировать проблему, чтобы целенаправленно искать и обрабатывать информацию.
● Доступ (к информации): умение искать и находить информацию в различных источниках.
● Управление (информацией): умение классифицировать или организовывать информацию.
● Интеграция (информации): умение интерпретировать и реструктурировать информацию, вычленять главное, сравнивать информацию из разных источников.
● Оценка (информации): умение составить мнение о качестве, релевантности, полезности информации и источников ее получения.
● Создание (информации): умение создавать или адаптировать имеющуюся информацию с учетом конкретной задачи.
● Передача (информации): умение адаптировать информацию к конкретной аудитории.
Каждое из этих умений имеет когнитивные, этические/ социальные и технологические аспекты. В данном случае акцент делается на когнитивных и этических компонентах, рассматриваемых в контексте технологических навыков.
Отличительные черты Инструмента оценки ИК-компетентности IC Literacy Test
● оцениваются как ИК-компетентость в целом, так и отдельные ее составляющие;
● сценарии тестовых заданий основаны на жизненных ситуациях, отражают реальные запросы школьников;
● компьютерная форма организации тестирования;
● автоматизированный процесс сбора, обработки и оценки результатов тестирования ИК- компетентости.
Целью проведения мониторинга является проведение реалистичной и разносторонней оценки ИК-компетентности обучающихся с помощью тестовых заданий, основанных на реальных ситуациях
Тестирование призвано:
● обеспечить объективную оценку готовности школьников/ выпускников основной школы жить и работать в информационном обществе;
● оценить, в какой мере школа обеспечивает внедрение ИКТ в учебный процесс;
● стать важным инструментом для обсуждения и выработки образовательной политики в области формирования ИК- компетентности.
Тест включает в себя:
● 3 тренировочных задания,
● 16 тестовых заданий различной сложности,
● социальную анкету для обучающегося.
Общее время выполнения теста - 2 академических часа.
Каждое задание направлено на оценку одной или нескольких составляющих ИК-компетентности и представляет собой некую ситуацию, максимально приближенную к повседневной жизни тестируемого, содержащую в себе задачу, которую надо решить. Серьезные учебные задачи чередуются в тесте с заданиями, позволяющими оценить информационно-коммуникационную компетентность тестируемых, их знания современной культуры и способность решать практические задачи. Таким образом, соблюдается баланс между учебным (академическим) и внеучебным контекстом.
Тестовые задания предполагают использование широкого спектра цифровых технологий, в том числе Интернета, электронной почты, текстовых редакторов, презентаций, электронных таблиц, графиков, баз данных, средств мультимедиа, Интернет-сообществ и др. В результате тестирования определяется общий уровень ИК- компетентности обучающегося, исходя из 5 возможных (Продвинутый – Выше среднего – Средний – Ниже среднего – Формирующийся), а также значение отдельных составляющих ИК-компетентности.
Представление обучающемуся результатов пройденного им теста сочетает в себе как общую оценку уровня ИК - компетентности из 3 возможных (Твой результат немного лучше, чем у большинства твоих сверстников –Твоя ИК-компетентность находится на базовом уровне – Твой результат немного хуже, чем у большинства твоих сверстников), так и рекомендации, на какие навыки следует обратить внимание.
Информацию предоставила: Л.Р. Свинолупова, методист отдела мониторинга и оценки качества образования МКУ "ИМЦРО" Пуровского района.