Он-лайн
консультация

Интернет-консультации специалистов
Задать вопрос


Опросы центра

Модуль опросов не установлен.

Яндекс.Метрика

Рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей мигрантов в общеобразовательной организации

07.07.2022

Психолого-педагогическое сопровождение детей мигрантов в общеобразовательной организации является одним из направлений деятельности специалистов сопровождения.

В соответствии со ст. 78 Федерального Закона Российской Федерации № 273 ФЗ от 20.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» к числу детей мигрантов приравниваются дети иностранных граждан.

Согласно Федерального закона РФ от 25.07.2002 №115-ФЗ
(ред. от 29.06.2015) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Поэтому, анализ законодательства Российской Федерации позволяет дать определение ребенка мигрантов как иностранный гражданин или лицо без гражданства, до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

Целью психолого-педагогического сопровождения детей мигрантов является создание психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития и социализации (адаптации) детей мигрантов в условиях общеобразовательной организации.

Задачи:

  • повысить психологическую компетентность (психологическую культуру) педагогов, родителей, учащихся;
  • −оказывать помощь детям мигрантов в решении актуальных задач развития, обучения и социализации (трудности в обучении, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

Педагоги-психологи проводят психологическую диагностику, осуществляют консультативную и просветительскую деятельность с участниками образовательных отношений, организуют коррекционно-развивающую работу с детьми мигрантов. Оказывают методическую помощь педагогам в организации мероприятий по развитию толерантности у учащихся; адаптации детей мигрантов. По необходимости проводят социально-психологические тренинги, направленные на формирование способности самостоятельно решать социальные и психологические проблемы. Участвуют в школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, на котором рассматриваются конкретные проблемы детей мигрантов и возможные пути их решения.

При организации психолого-педагогического сопровождения детей мигрантов нужно понимать, что если в школе практически не ведется целенаправленной и комплексной работы по адаптации приезжих, если проблемы отдельного ребенка, например, плохо знающего русский язык, остаются его личными проблемами (либо проблемами конкретного учителя), то добиться эффективных и значимых результатов по улучшению самочувствия учащихся и их включению в сообщество школы крайне сложно. Поэтому работа по адаптации детей мигрантов должна осуществляться комплексно и во взаимодействии со всеми специалистами школы.

Психологические особенности процесса адаптации иностранных граждан:

  1. Особенности отношений в классе и отношений детей мигрантов со сверстниками.

Для успешного процесса адаптации новичков необходимо хорошо знать, какие отношения между школьниками сложились в принимающем классе, существуют ли конфликты между учащимися, по каким причинам данные конфликты возникают, какие ценности и нормы сформированы у школьников, какие требования предъявляются к новичкам, какие «испытания» им предстоит пройти, прежде чем их примут в коллектив.

К сожалению, часто такие испытания проходят в виде публичных оскорблений, проверки физической силы, распространения нелицеприятных слухов, вымогательства денег. Класс пристально следит за реакцией новичков: пойдут ли они жаловаться учителям или попытаются самостоятельно урегулировать конфликт.

За подобными проверками скрывается значимый показатель социально-психологической адаптации учащихся – их способность к самостоятельному решению социальных и психологических проблем. И чаще всего достойными продолжения общения признаются те, кто старается сам, т.е. без помощи учителей и других взрослых, найти общий язык с одноклассниками.

Однако стоит учитывать, что в случае с детьми мигрантов подобные испытания могут закончиться их сознательным устранением из жизни класса и поддержкой отношений только с близ сидящими соседями по парте. Тем не менее, готовность самому справляться с возникающими в отношениях с классом трудностями является немаловажным условием для принятия новичков. Важно – своей защитой не навредить ученику, подорвав к нему доверие одноклассников.

  1. Социально-психологические и возрастные особенности подростков

Часто подростки настолько полно идентифицируются с группой сверстников, что отвергается все «чужое», выходящее за рамки ценностей данной группы. И подростки могут в высшей степени становиться обособленными в своем кругу и грубо отвергать «чужаков», отличающихся от них цветом кожи, происхождением, уровнем культуры, вкусами, забавными особенностями одежды, макияжа, жестов. Именно такая подростковая (возрастная) интолерантность требует специальных усилий, со стороны педагогов, по их преодолению. Поэтому особенно важной является в этот период работа по развитию толерантности подростков, повышению уровня их терпимости ко всему иному.

  1. Разнородность одноклассников, их интересов и компаний (совместные увлечения, интересы).

Как правило класс, в который попадает новичок, не является однородным, а состоит из нескольких компаний, объединенных различными интересами. Возможность включения в такие дружеские сообщества может стать одним из основных ресурсов «новичка» для успешной адаптации. Но в тоже время необходимо учитывать, что часто приезжающие из отдаленных уголков дети мигрантов, могут не владеть информацией о современных культурных и субкультурных тенденциях.

К тому же в каждом городе и поселке формируются свои представления о моде на музыку, фильмы, компьютерные игры, танцы и т.п., которые должны усвоить дети мигрантов, чтобы стать своими в классе. Именно разность интересов с одноклассниками также может приводить к дистанцированию детей мигрантов.

Сегодня во многих классах взаимодействие между школьниками переносится в социальные сети вроде «В Контакте» и «Одноклассники». Соответственно для успешности процесса субкультурной идентификации и включения новичка в подростковые компании все большее значение приобретает тот факт, насколько ученик умеет пользоваться Интернетом и в каких виртуальных социальных сетях он состоит. Мигранты не всегда оказываются активными участниками этих виртуальных групп, несмотря на то, что тоже регулярно пользуются Интернетом. В связи с этим, при планировании адаптационных мероприятий, также следует уделить внимание повышению компьютерной грамотности новичков, что позволит им скорее стать своими в коллективе и использовать данный ресурс для быстрой учебной и социально-психологической адаптации.


  1. Характер внутриклассной школьной культуры

Необходимо учитывать тот факт, что в классе существуют формальная и неформальная культуры. К формальной относятся официально принятые нормы и ценности (такие как успеваемость, дисциплина, общественный активизм), которые поддерживаются и одобряются со стороны учителей и администрации школы.

Но успешное следование формальным нормам и правилам (хорошая учеба, дисциплинированное поведение) могут не соответствовать требованиям и стандартам неформальной культуры, в рамках которой, плохое поведение, драки и бунтарство могут наоборот цениться сверстниками, считаться «крутым» поведением. В этом случае новичку придется выбирать, каким нормам следовать.

Как показывают исследования, дети мигрантов, переехавших относительно недавно, легче адаптируются в антишкольные культуры, потому что у них зачастую более низкая успеваемость, они попадают в классы коррекции. Поэтому очень важно понимать, что, если в классе доминирует антишкольная культура (отсутствие ориентации на учебу и успеваемость), то ребенок мигрантов, скорее всего будет стараться завоевать авторитет в соответствии с ценностями класса, и переориентировать его на успешную адаптацию к учебе будет крайне тяжело. И такая ситуация требует, прежде всего, работы со всем классом по повышению ценности хорошей учебы у всех учеников.

Конкретными мероприятиями по развитию толерантного отношения у учащихся могут быть:

  • Круглые столы, дебаты, дискуссии на темы, связанные с вопросами: равенства людей, их похожести/непохожести друг на друга, взаимоуважения. Уникальности, ценности различных культур.
  • Приглашение известных людей, у которых был опыт миграции/переездов, чтобы они рассказали о нем, поделились своими успехами и трудностями;
  • Специальные тренинги толерантности по разработанным психологическим методикам,например:

- Солдатова Г.В., Шайгерова Л.А., Шарова О.В. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. М., Генезис, 2000;

- Солдатова Г.В., Шайгерова Л.А. Калиненко В.К., Кравцова О.А. Психологическая помощь мигрантам. Травма, смена культуры, кризис идентичности. М., Смысл, 2002;

- Солдатова Г.В., Макарчук А.В., Шайгерова Л.А., Щепина А.И., Хухлаев О.Е. Позволь другим быть другими. Тренинг толерантности по профилактике и преодолению мигрантофобии. М., МГУ, 2002).;

  • Групповая работа над социальными проектами, посвященными решению проблем различных групп населения: бездомных, безработных, людей с инвалидностью, нуждающихся, детей, молодежи;
  • Совместное создание медиа-продукта (социальной рекламы, фильма, газеты, блога и т.п.), отражающего какую-либо социальную проблему современного российского общества.




Возврат к списку

Новости и анонсы
мероприятий

22 Апреля 2024 года
Завершился заочный этап конкурса «Мы гордость Родины»

Завершился заочный этап конкурса «Мы гордость Родины» Поздравляем обучающихся второй школы г. Тарко-Сале Гузева Назара и Курбанову Милану с победой в заочном этапе XXII Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ «Мы гордость Родины».
Читать далее...