Он-лайн
консультация

Интернет-консультации специалистов
Задать вопрос


Опросы центра

Модуль опросов не установлен.

Яндекс.Метрика

Особые образовательные потребности детей с нарушением слуха

05.04.2022

Глухие и слабослышащие дети имеют особые образовательные потребности, возникшие в результате нарушения слуха: развитие и использование остаточного слуха в образовательных, познавательных и коммуникативных ситуациях; обучение слухо-зрительному, слуховому и зрительному восприятию обращенной речи говорящего человека и различным формам коммуникации; развитие всех сторон речи и восполнение недостатка знаний об окружающем мире, связанного с ограничением возможностей; формирование социальной компетентности и навыков поведения в инклюзивном образовательном пространстве; развитие потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферы; формирование способности к максимально независимой жизни в обществе, в том числе через профессиональное самоопределение, социально-трудовую адаптацию, активную и оптимистическую жизненную позицию и многое другое.

Учитывая особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха, учитель должен быть готов к выполнению обязательных правил:

  • сотрудничать с сурдопедагогом и родителями ребёнка;
  • стимулировать полноценное взаимодействие глухого/слабослышащего ребенка со сверстниками и способствовать скорейшей и наиболее полной адаптации его в детском коллективе;
  • соблюдать необходимые методические требования (месторасположение относительно ученика с нарушенным слухом; требования к речи взрослого; наличие наглядного и дидактического материала на всех этапах урока; контроль понимания ребёнком заданий и инструкций до их выполнения и т.д.);
  • организовать рабочее пространство ученика с нарушением слуха (подготовить его место; проверить исправность/работоспособность слуховых аппаратов/кохлеарного импланта; проверить индивидуальные дидактические пособия и т.д.);
  • включать глухого/слабослышащего ребёнка в обучение на уроке, используя специальные методы, приемы и средства, учитывая возможности ученика и избегая гиперопеки, не задерживая при этом темп проведения урока;
  • решать ряд задач коррекционной направленности в процессе урока (стимулировать слухо-зрительное внимание; проверять понимание ребенком обращенной речи, заданий, текстов; исправлять речевые ошибки и закреплять навыки грамматически правильной речи; расширять словарный запас; развивать связную речь ученика; оказывать помощь при написании изложений, диктантов, при составлении пересказов и т.д.).

Для включения ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательное учреждение необходимо создать специальные условия:

  1. нормативно-правовая база;
  2. материально-технические, кадровые и методические ресурсы;
  3. социально-нравственный потенциал всех участников образовательного процесса.

Материально-технические ресурсы для включения ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательную школу (архитектурная среда учреждения, организация рабочего пространства ребенка с нарушенным слухом в классе) необходимо подготовить заранее.

Кадровые ресурсы являются одним из важнейших условий в процессе включения глухого/слабослышащего ребенка в общеобразовательную школу. Специальная подготовка учителей общеобразовательной школы, обучение администрации (заместителей директора), наличие в учреждении координатора по инклюзии и тьютора обеспечивает преемственность и развитие адаптивной среды в школе на всех ступенях (начальной, средней и старшей). Во многом успешность получения образования, психологический комфорт в коллективе слышащих детей зависит от работы специалистов сопровождения (сурдопедагог, логопед, специальный психолог, социальный педагог).

Методические ресурсы включают необходимый для обеспечения инклюзивной практики учебно-методический комплекс (учебные программы, учебники, пособия, справочники, атласы, тетради на печатной основе (рабочие тетради), хрестоматии, включенные в Федеральный перечень).

В процессе обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе необходимо использовать не только основную образовательную программу, но и адаптированные, коррекционные и индивидуальные образовательные программы. Индивидуальная образовательная программа (ИОП) составляется психолого-педагогическим консилиумом, определяет содержание и формы построения образовательного процесса для ребёнка с нарушенным слухом в соответствии с его реальными возможностями, особенностями развития и образовательными потребностями. ИОП включает несколько компонентов:

  • образовательный, разработанный по основной и адаптированной (программы для специальных (коррекционных) школ) образовательным программам;
  • коррекционный, включающий направления, приемы, методы и формы коррекционно-развивающей работы специалистов сопровождения (учителя-дефектолога (сурдопедагога), учителя-логопеда, специального психолога, социального педагога, медицинского работника) с глухими/слабослышащими обучающимся в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, полученной ребенком при прохождении медико-социальной экспертизы; рекомендации специалистов учителю и родителям;
  • воспитательный, предусматривающий формирование инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса.

Анализ и трансляция опыта включения детей с нарушениями слуха в общеобразовательные учреждения обеспечивает возможность обмена информацией, совместного с другими педагогическими коллективами поиска эффективных методов, приемов обучения данной категории школьников. Разработка, апробация и внедрение специальных методов, приемов и средств работы с глухими и слабослышащими детьми в общеобразовательных школах также способствует оптимизации программно-методического обеспечения образовательного процесса.

Социально-нравственный потенциал всех участников образовательного процесса проявляется в наличие определенного, положительного отношения к включению детей, имеющих нарушения слуха, в школьное сообщество. Формирование социально-нравственного потенциала возможно в условиях специально организованной работы, в процессе которой проводится выявление готовности всех участников к взаимодействию. Как свидетельствует опыт зарубежных и отечественных практик инклюзивного образования, отношение к глухим и слабослышащим школьникам со стороны ученического и педагогического коллектива находится между двух полюсов: жалость и полное неприятие. Очевидно, что и тот и другой тип отношений способствует неадекватному взаимодействию в образовательном процессе, требуют корректирующего вмешательства специалистов. На первых этапах работа строится только под руководством/при сопровождении опытных специалистов (сурдопедагогов, специальных психологов, социальных педагогов). В дальнейшем, школьное сообщество будет воспроизводить опыт взаимодействия самостоятельно, обращаясь к специалистам за консультациями в наиболее сложных случаях.

Включение детей с нарушениями слуха в общеобразовательные учреждения требует учитывать их разноуровневую подготовку на момент поступления.



Возврат к списку

Новости и анонсы
мероприятий

18 Апреля 2024 года
Конкурс среди учителей Ямала

Конкурс среди учителей Ямала Окружной департамент образования объявил конкурс среди учителей Ямала. К участию приглашаются педагоги школ, имеющие стаж работы не менее трех лет и объём учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю.
Читать далее...