Он-лайн
консультация

Интернет-консультации специалистов
Задать вопрос


Опросы центра

  1. Откуда вы узнали о нашем сайте?
    знакомые  
     563 (46%)
    интернет  
     380 (31%)
    телевидение  
     267 (22%)
    радио  
     9 (1%)

Яндекс.Метрика

В чем отличие государственного выпускного экзамена и единого государственного экзамена

17.01.2022

Участники ГВЭ — это дети с ограниченными возможностями здоровья, которые предъявили рекомендации ПМПК, также дети-инвалиды и инвалиды. Экстерны с ограниченными возможностями здоровья также имеют право сдавать государственный выпускной экзамен. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) закрепляет за выпускниками право сдавать государственную итоговую аттестацию в форме:

  • единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ)
  • государственного выпускного экзамена (далее — ГВЭ) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для обучающихся — детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы среднего общего образования.

Это означает, что Закон дает право детям с ОВЗ сдавать ГВЭ — экзамен, который является альтернативой ЕГЭ. И государственный выпускной экзамен, и единый государственный экзамен имеют сходства и различия. Условия сдачи ГВЭ, форма проведения экзамена, особенности оценивания работ и пересдачи экзамена значительно отличаются от обычной формы проведения ГИА. Это связано с тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом подходе со стороны педагогов при проведении экзамена. Многим детям нужна помощь ассистентов, дополнительное время сдачи экзамена, длительные перерывы в работе и особые контрольно-измерительные материалы. Категории детей с ОВЗ очень многообразны и, конечно, нуждаются в индивидуальном сопровождении при прохождении итоговой аттестации.

Перечень следующих документов раскрывает особенности проведения ГВЭ и ЕГЭ:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора № 190/1512 от 07.11.2018 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»;
  • Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2021 г. N 256 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2021 году»;
  • Письмо Минпросвещения России от 25.02.2019 N 07–1267 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по формированию заключений психолого-медико-педагогических комиссий о создании специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования»);
  • Методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (ГИА-9) и среднего общего образования (ГИА-11) в 2019 — 2020 учебном году (направлены письмом Рособрнадзора № 10−1059 от 16.12.2019);
  • Информация Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 января 2021 г. «Рособрнадзор разъясняет особенности проведения ГВЭ для выпускников 11 классов в 2021 году».

Прежде чем дети начнут сдавать экзамены, они должны получить допуск к ГИА.

К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательным программам среднего общего образования не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение. Дети с ОВЗ имеют право писать не сочинение, а изложение. Обучающиеся XI (XII) классов, экстерны с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а обучающиеся XI (XII) классов, экстерны — дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность.

После получения допуска к экзамену, участники ГВЭ пишут заявление, в котором могут указать форму, в которой они будут сдавать выбранные предметы: устная, письменная. При выборе письменной формы ГВЭ по русскому языку участнику необходимо дополнительно указать форму проведения экзамена: сочинение/изложение с творческим заданием/диктант. Участник экзамена может выбрать только ту форму проведения, которая доступна для определенной категории нозологической группы, к которой он относится. Для разных предметов участники экзамена могут выбрать разные формы проведения ГВЭ.

Специальные условия сдачи экзамена ГВЭ.

Дети, которые сдают ГВЭ нуждаются в создании специальных условий. Это может означать, при проведении ГВЭ в аудитории могут присутствовать ассистенты, оказывающие участникам ГВЭ с ОВЗ, участникам ГЭВ — детям-инвалидам и инвалидам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей:

  • оказывают помощь в части передвижения по ППЭ, ориентации (в том числе помогают им занять рабочее место в аудитории) и получении информации (не относящейся к содержанию и выполнению заданий экзаменационной работы);
  • оказывают помощь в обеспечении коммуникации (с организаторами, членом ГЭК, руководителем ППЭ и др., в том числе с использованием коммуникативных устройств, средств альтернативной коммуникации (за исключением средств связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуры);
  • оказывают помощь в использовании технических средств, необходимых для выполнения заданий, технических средств (изделий) реабилитации и обучения;
  • оказывают помощь в ведении записей, чтении (оказывают помощь в фиксации положения тела, ручки в кисти руки; помогают при оформлении регистрационных полей бланков, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей; фиксации строки/абзаца (для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата);
  • переносят ответы в бланки;
  • оказывают помощь при выполнении экзаменационной работы на компьютере (настройки на экране; изменение (увеличение) шрифта и др.);
  • вызывают медперсонал (при необходимости).

ГВЭ по всем учебным предметам проводится в письменной форме. По желанию ГВЭ для обучающихся с ОВЗ, экстернов с ОВЗ, обучающихся — детей-инвалидов и инвалидов, экстернов — детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию проводиться и в устной форме. ГИА в форме ГВЭ проводится по русскому языку и математике (обязательные учебные предметы).

Экзамены по другим учебным предметам — литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский и китайский языки), информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) — обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору.

В отдельной аудитории могут находиться участники экзамена различных нозологических групп. Рекомендуется формировать отдельные аудитории для следующих участников экзамена с ОВЗ, участников экзамена — детей-инвалидов и инвалидов:

  • слепых, поздноослепших, слабовидящих;
  • глухих, позднооглохших;
  • слабослышащих;
  • с тяжелыми нарушениями речи;
  • в одной аудитории могут находиться слабослышащие участники экзамена и участники экзамена с тяжелыми нарушениями речи;
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с задержкой психического развития;
  • с расстройствами аутистического спектра;
  • иных категорий участников ГВЭ, которым требуется создание специальных условий (диабет, онкология, астма и др.).

ППЭ может быть организован на базе любой образовательной организации, в том числе санаторно-курортной, в которой проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении. Основанием для организации экзамена на дому, в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК. При организации ППЭ на дому по месту жительства участника ГИА должны быть выполнены минимальные требования к процедуре и технологии проведения ГИА. Во время проведения экзамена на дому присутствуют руководитель ППЭ, организаторы, член ГЭК. Для участника ГВЭ необходимо организовать рабочее место (с учетом состояния его здоровья), а также рабочие места для всех работников указанного ППЭ. При организации ППЭ на дому в целях оптимизации условий проведения ГИА допускается совмещение отдельных полномочий и обязанностей лицами, привлекаемыми к проведению ГИА на дому, по согласованию с ГЭК.

Продолжительность экзамена для участников ГВЭ с ОВЗ, участников экзамена — детей-инвалидов и инвалидов увеличивается на 1,5 часа. В продолжительность выполнения экзаменационной работы по учебным предметам не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников экзамена, заполнение ими регистрационных полей бланков, настройку необходимых технических средств, используемых при проведении экзаменов), а также на организацию питания и проведение необходимых медико-профилактических процедур.

Различные экзаменационные материалы для участников ЕГЭ и ГВЭ.

Экзаменационные материалы для проведения ЕГЭ включают в себя КИМ, бланки регистрации, бланки ответов на задания КИМ (дополнительные бланки ответов на задания КИМ) (далее — бланки ЕГЭ).

Экзаменационные материалы для проведения ГВЭ включают в себя тексты, темы, задания, билеты, а также бланки регистрации и бланки ответов на задания (дополнительные бланки ответов на задания) (далее — бланки ГВЭ).

Особенности оценивания работ ЕГЭ и ГВЭ.

При проведении ЕГЭ по учебным предметам (за исключением ЕГЭ по математике базового уровня) используется стобалльная система оценки.

При проведении ЕГЭ по математике базового уровня, а также при проведении ГИА в форме ГВЭ используется пятибалльная система оценки.


Возврат к списку

Новости и анонсы
мероприятий

4 Июля 2022 года
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Академия непрерывного дистанционного образования»

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Академия непрерывного дистанционного образования» Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Академия непрерывного дистанционного образования».
Читать далее...