Он-лайн
консультация

Интернет-консультации специалистов
Задать вопрос


Опросы центра

Модуль опросов не установлен.

Яндекс.Метрика

Комплексные нарушения развития

03.12.2021

Современные технологии изучения детей с отклонениями в развитии позволили выделить более 20 видов сложных и множественных нарушений, в которых могут сочетаться первичные сенсорные, двигательные, речевые, эмоциональные нарушения, а также сочетания этих дефектов с умственной отсталостью разной степени. Сочетание всех составных элементов комплексного нарушения это не просто суммарное сложение отдельных нарушений, это сложная конъюнкционная структура, в которой все имеющиеся нарушения оказывают влияние друг на друга, в результате чего мы имеем дело со сложным многофункциональным нарушением развития. Вариативность сочетаний первичных нарушений и различная степень их выраженности приводят к неравномерности формирования высших психических функций, негативно отражаются на функционировании познавательной сферы ребенка, сказываются на социальной адаптации и значительно затрудняют образовательный процесс.

Преобразования, происходящие в последнее десятилетие в различных сферах науки распространились и на образование. Благодаря этому оказалась актуальной проблема педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития. Педагогическая помощь — это особая деятельность, обеспечивающая индивидуальное развитие ребенка. Педагогическая деятельность как один из видов социально значимых действий, специально направленных на организацию условий для становления личности ребенка через создание у него и передачу ему образцов (эталонов) умений, норм социального поведения в процессе его взаимодействия с педагогом. Особенность педагогической деятельности в воспитании и обучении детей, имеющих комплексные отклонения развития определяется разнообразием нарушений, проявляющихся в сложных сочетаниях, и реализуется специальными средствами коррекции и компенсации, предусматривающими устранение, смягчение этих нарушений.

Педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями в развитии — область практического применения педагогики, ориентированной на повышение социальной компетенции ребенка, т. е. на воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями развития, которые осуществляются в рамках единого педагогического процесса при использовании специальных мер воздействия, направленных на формирование умений и навыков со-циального поведения.

Главным в педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии, является жизненно ориентированный подход при согласованной деятельности педагога и ребенка.

Цель педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития заключается в том, чтобы создать условия для появления у ребенка опыта конструктивного преодоления или разрешения проблем и адаптировать его к социальной среде через процесс воспитания и обучения. Можно ли говорить о безупречности уверенности в достижении такой цели детьми со сложными нарушениями развития? Наверное, это нереально. И объясняется прежде всего феноменологическими качествами, которыми наделен каждый ребенок с множественными нарушениями, глубиной и тяжестью отклонений, его потенциальными возможностями и присутствием других многообразных факторов реальной действительности. Задача педагога — выбрать соответствующую тактику помощи, осуществлять и моделировать свои действия таким образом, чтобы максимально приблизить ребенка к обозначенной цели, а именно подготовить его к жизни, сформировать у него навыки и умения для обустройства своего быта, для овладения какой-либо доступной и посильной профессией и т.д.

У детей с комплексными нарушениями наблюдаются те же этапы психического развития, которые свойственны нормальным детям. При этом движущими силами являются противоречия между потребностями и способами их удовлетворения. Эти противоречия вызывают совершенствование способов удовлетворения потребностей, что, в свою очередь, ведет к возникновению у индивида более сложных потребностей. Закономерности психического развития те же, но методы, сама техника педагогического воздействия другие. Они направлены прежде всего на устранение помех, вызванных комплексным недугом и препятствующих нормальному темпу развития... ребенка, на то, чтобы дать простор реализации у него общечеловеческих закономерностей психического развития.

Дети со сложным сенсорным дефектом — частичным нарушением одного из двух пострадавших анализаторов (глухие слабовидящие, незрячие слабослышащие, слабослышащие слабовидящие).

Вместе с тем типология детей с бисенсорными нарушениями в настоящее время существенно изменилась. Состав данного контингента расширился неизученными субкатегориями, характеризующимися сочетанием нарушений зрения, слуха, интеллекта, речи, при котором каждое обладает разной степенью выраженности и неясной этиологией. К неясным по определяющей основе причинам множественных нарушений можно отнести такие синдромы как CHARGE, ЛОУ (окуло-церебро-ренатальный синдром).

Все чаще выявляются дети, у которых нарушения зрения и слуха не столь значительны, однако они совершенно не способны использовать остатки зрения и слуха без специально организованной педагогической помощи.

В последние годы полиморфизм нарушений расширился за счет детей, появившихся на свет глубоко недоношенными, жизнь которых была сохранена благодаря достижениям современной медицины. У них развивается ретинопатия (поражение сетчатки), впоследствии наблюдается недоразвитие речи и интеллекта. Дети данной субкатегории еще недостаточно изучены, что требует продолжения исследований. Такое значительное многообразие побудительных причин выраженных проявлений сказалось на постановке дифференцированных задач воспитания и обучения детей со сложным сенсорным дефектом, на выборе методов и приемов специального обучения.


Педагогическая помощь исходит из насущных проблем самого ребенка, имеющего комплексное нарушение развития, и реализуется с позиций педагогической деятельности, которая определяется как «непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.



Возврат к списку

Новости и анонсы
мероприятий

22 Апреля 2024 года
Завершился заочный этап конкурса «Мы гордость Родины»

Завершился заочный этап конкурса «Мы гордость Родины» Поздравляем обучающихся второй школы г. Тарко-Сале Гузева Назара и Курбанову Милану с победой в заочном этапе XXII Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ «Мы гордость Родины».
Читать далее...