Логопедическое обследование в условиях ПМПК
16 февраля 2021
Процедура обследования ребенка на ПМПК имеет свои особенности, поскольку ПМПК работает как единая команда специалистов, коллегиально планирующих обследование ребёнка и формирующих коллегиальное заключение. Цель обследования – диагностика (уточняющая, подтверждающая) отклоняющегося развития и трудностей в обучении, а так же выработка рекомендаций по дальнейшему обследованию, образовательному маршруту и наблюдению. Содержание обследования ребёнка специалистами ПМПК включает в себя следующие виды: медицинское обследование, психологическое обследование, социальное обследование, логопедическое обследование.
Логопедическое обследование занимает одно из центральных мест в системе комплексного обследования. Оценку речевого развития ребёнка проводит учитель-логопед.
Цель логопедического обследования - выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени, а также компенсаторных возможностей, определение маршрута индивидуального развития.
Задачи логопедического обследования:
- диагностика уровня сформированности разных сторон речи;
- углублённое изучение недостатков тех или иных компонентов речевой системы, анализ качественной специфики недостаточности речевого развития;
- выявление компенсаторных возможностей прогнозирования успешности обучения на последующих этапах;
- констатация общего уровня речевого развития, специфики нарушений для определения программы и форм обучения, маршрута индивидуальной логопедической работы.
Методы логопедического обследования:
- изучение документации (предварительный анализ документов позволяет построить гипотезу обследования с целью выявления речевой проблематики);
-метод беседы (в ходе беседы выясняется речевое окружение ребенка, сведения о раннем речевом развитии, осознаёт ли он свой речевой недостаток, какие он испытывает трудности в обучении и т.д.);
- логопедическое тестирование;
- метод наблюдений.
В ходе обследования используется системный подход к анализу речевых нарушений: выявляется не только нарушенный компонент речевой деятельности, но и его взаимосвязь другими нарушениями или сохранными компонентами речи.
Каждый ребёнок должен обследоваться индивидуально, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения, с выборочным использованием стандартных логопедических заданий. До начала обследования необходимо проверить физический слух ребёнка. При нормальном слухе ребёнок должен слышать и повторять слова и фразы, сказанные шёпотом на расстоянии 6-7 метров от ушной раковины (при проверке слуха должно быть исключено зрительное восприятие речи).
На основании результатов обследования составляется заключение, которое должно отражать, в основном, педагогический аспект состояния ребёнка с точки зрения имеющихся у него речевых особенностей. Оно также должно включать в себя краткий анализ данных обследования, позволяющий дать рекомендации и прогноз развития. Заключение должно быть подробным, что позволит логопеду ОУ, где ребёнок будет продолжать обучение, планировать коррекционную работу в соответствии с дополнительно выявленными особенностями речевого состояния ребёнка.