Он-лайн
консультация

Интернет-консультации специалистов
Задать вопрос


Опросы центра

Модуль опросов не установлен.

Яндекс.Метрика

Основные методы работы по сенсорному развитию детей с ОВЗ.

10.10.2018

учитель – логопед МКУ "ИМЦРО"

Трембач Ирина Александровна

1.Моторика и графомоторные навыки.

У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков :

-скованность, плохая координация, неполный объём движений, нарушение их произвольности;

-недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движения рук. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитие познавательной деятельности ребенка.

Известно, что в основе любого действия – видения, слышания, говорения, письма, чтения- лежат так называемые базовые «схемы -движения». Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировки движений пальцев являются эффективным средством повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика- основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.

Для развития мелкой моторики полезны следующие упражнения:

-составление контуров предметов (например стола, дома) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;

-составление цепочки из 6-10 канцелярских скрепок разного цвета;

-нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок;

-сортировка бобов фасоли, гороха, гречки;

-застегивание и расстегивание пуговиц, молний, крючков;

-завинчивание и отвинчивание крышек пузырьков, баночек;

-доставание бусинок ложкой из стакана;

-наматывание ниток на катушку;

-комканье платка одной рукой»

-прикрепление бельевых прищепок к натянутой веревке;

-игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами и т. д.

Нормализации тонуса мелких мышц способствуют игры с холодной и горячей водой, кубиком льда, грецким орехом, маленьким массажным мячом. Также ежедневное проведение с детьми пальчиковой гимнастики способствует развитию мелкой моторики рук.

2.Тактильно-двигательное восприятие.

Тактильный вид ощущений возникает в результате соприкосновение объектов с наружными покровами тела человека и дает возможность познать форму, величину, упругость, плотность, шероховатость, тепло и холод, характерные для предмета. Таким образом, тактильное восприятие представляет собой отражение целого комплекса качеств объекта, воспринимаемых человеком посредством соприкосновения, ощущения давления, температуры, боли.

Ребенок с интеллектуальной недостаточностью не проявляет стремления к тактильному обследованию предметов и самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями. Получив задание опознать предмет на ощупь, он обычно подолгу держит его в руке, не производя никаких движений, а потому и не может выделить форму, величину, фактуру. Без специально организованной коррекционной работы тактильная чувствительность у таких детей не разовьётся.

Развитию тактильно-двигательных ощущений будут способствовать «ручные» виды деятельности:

-лепка из глины, пластилина, теста;

-аппликация из разного материала;

-оригами;

-рисование (пальцем, кусочком ваты)

-игры с мозаикой, конструктором;

-игры с пазлами;

-игры с водой;

-игры с мелкими камушками, сухим песком и др.

Не следует забывать о массаже и самомассаже рук, которые также способствуют повышению тактильной чувствительности рук. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности массажные щетки, махровые рукавички, колесиковый массажер, массажные мячи используются для самомассажа рук, ног, спины. Очень полезны для детей игры с цифрами из шершавой бумаги: «Определи на ощупь», «Найди нужную цифру», «Покажи цифру». Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными способами - путем ощупывания предмета или обведения его по контуру. При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания – объемный, при обведении - контурный, плоскостной. Можно использовать различные игры. Например: «Поймай игрушку», «Чудесный мешочек» «Узнай фигуру», «Определи на ощупь», «Угадай - из чего сделан предмет», «Узнай по контуру» и т. д.

3.Восприятие формы, величины, цвета предметов.

Выделение формы, цвета, величины – обязательный этап чувственного познания мира. При знакомстве с этими свойствами расширяется поле восприятия- основа развития интеллекта. Адекватное зрительное восприятие формы и величины предметов происходит только на основе многократного применения на практике различных способов, проб и примериваний, сравнений самых разных объектов в самых разных ситуациях, овладение умением вычленять нужный признак у предмета и соотносить с признаками других предметов. Знакомство с основными эталонами формы, величины, цвета происходит посредством соотнесения свойств предметов между собой.

Данные умения формируются в играх и упражнениях на группировку предметов по форме, цвету, величине, на узнавание знакомых форм на рисунке, на определение формы предметов, расположенных в разных рисунках, и др. Примеры игр и упражнений: «Найди пару», «Каждую фигуру на свое место», «Найди предмет указанной формы», «Из каких фигур состоит машина», «Какая фигура лишняя», «Сравни предметы по высоте», «Разложи по размеру», «Разноцветные круги», «Какого цвета не стало» и 4.Зрительное восприятие.

Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Зрительное восприятие- это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Целостное представление об объекте возникает у ребенка в результате зрительного обследования, то есть целенаправленного его рассматривания. Под руководством педагога дети вычленяют сначала основные элементы объекта, затем его детали, определяют его соотношение, положение в пространстве, а после отмечают изменения в самом объекте или его расположении.

Развитию зрительного анализа и синтеза, произвольного внимания и запоминания способствуют следующие упражнения и игры:

-определение изменений в ряду предметов;

-нахождение в нем «лишней» игрушки;

-нахождение различий между двумя сходными картинками;

-нахождение нереальных элементов «нелепых» картинок;

-запоминание последовательности из 4-6 предметов и её воспроизведение.

Активизация зрительных функций повышает возможность формирования практических навыков и умений у ребенка, а значит, способствует более полному овладению разными видами деятельности.

Этому способствуют следующие игры: «Найди ошибку» , «Найди различия и сходства», «Что попало», «Что изменилось», « Сложи узор» и т.д.

5.Слуховое восприятие.

Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух, а с другой стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов.

У детей с интеллектуальной недостаточностью формирование слухового восприятия , различение неречевых звуков и умение действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. У таких детей наблюдается недостаток управления своим слухом: неумение прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе, тембру, характеру; вследствие общей патологической инертности нет интереса к не речевым звукам; дети слабо реагируют на звуки и не опираются на них в своей деятельности. Это препятствует правильной ориентировки в пространстве. Кроме того, ребенок долго не различает звуки, не разграничивает слова, произносимые окружающими, не четко воспринимает речь в целом, что значительно затрудняет познание им предметного мира.

Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами, а значит- корректировать недостатки слухового восприятия.

Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршание, скрипение, писке, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и др.: «Что слышно», «Щумящие коробочки», «Повтори», «Определи откуда звук», «Тихо-громко», «Быстро и медленно», «Определи на слух» и др.

6.Восприятие пространственных отношений.

Пространственная ориентировка – это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового , кинестетического и кинетического анализаторов; кроме того, требуется определённый уровень развития аналитико-синтетического мышления.

Каждый ребенок, начиная с дошкольного возраста, должен уметь:

-ориентироваться в схеме собственного тела;

-определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве;

-моделировать пространственное расположение предметов;

-определять направление, двигаться в заданном направлении и изменять его;

-ориентироваться на поле листа бумаги.

Ориентировка в схеме собственного тела первоначально проводится по вертикальной оси. Ребенок рассматривает в зеркале свое отражение, отвечает на вопросы: что находится в верхней части лица, в нижней части лица? Анализируется расположение всех основных составляющих тела и отдельных его частей: рук(ладони, пальцы), ног (колени, стопы). Для закрепления используются дидактические игры «Мое тело», «Покажи правильно», «Не законченные изображения» и т.д. На следующем этапе анализируются отношения горизонтального пространства- позиция близости: близко, ближе, далеко, дальше, а затем делается упор на право- левостороннюю ориентировку.

Повышают мотивацию детей при обучении движению в заданном направлении игровые ситуации (например, найдите спрятанную игрушку):

Вперед пойдешь - куклу найдешь.

Назад пойдешь - медвежонка найдешь.

Вправо пойдешь - мяч найдешь и т.п.

7.Восприятие временных отношений.

Ориентировка во времени – это развитие «чувств времени» на основе ознакомления детей с единицами времени. Данное умение жизненно необходимо; оно дает возможность успешно развиваться, планировать свою деятельность, учитывая фактор времени. Умение определять время, чувствовать длительность, правильно использовать слова для его обозначения является главной задачей при формировании временной ориентировки у ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

Чувство времени формируется у детей через знакомство с привычными временными эталонами и на основе стереотипных видов деятельности. Знакомство с единицами измерения времени должно осуществляется системно в строгой последовательности в процессе предметно-практической деятельности, с опорой на наглядные пособия и дидактические игры.

Следует помнить, что дети с интеллектуальной недостаточностью из-за свойственной им неуверенности нуждаются в постоянной помощи, одобрении своих действий. Использование дидактических игр в общем процессе сенсорного восприятия ребёнка делает данный процесс более эффективным.


Возврат к списку

Новости и анонсы
мероприятий

18 Апреля 2024 года
Конкурс среди учителей Ямала

Конкурс среди учителей Ямала Окружной департамент образования объявил конкурс среди учителей Ямала. К участию приглашаются педагоги школ, имеющие стаж работы не менее трех лет и объём учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю.
Читать далее...