Он-лайн
консультация

Интернет-консультации специалистов
Задать вопрос


Опросы центра

Модуль опросов не установлен.

Яндекс.Метрика

Особенности инклюзивного образования в ДОУ

17.07.2018

Тема: Особенности инклюзивного образования в ДОУ.

учитель – логопед МКУ "ИМЦРО"

Трембач Ирина Александровна.

Доступность качественного дошкольного образования для всех граждан является одной из основных целей модернизации устройства ДОУ. В процессе модернизации необходимым становится решение следующих задач:

• создание в ДОУ среды без барьеров, которая бы позволяла детям инклюзивной группы быть полноценными участниками современного дошкольного образовательного процесса;

• становление связей сотрудничества и их укрепление между ДОУ и учреждениями социальной сферы.

Е.А. Стребелева, известный психолог, в своей программе «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» отмечает, что для того, чтобы обновление дошкольного специального образования состоялось, необходимо создавать условия для системного развития возможностей «необычного» ребенка, направленные на достижение цели по обогащению его социального опыта.

На сегодняшний день в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно инклюзивное образование может дать им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. Отличительной особенностью инклюзивного образования является тот факт, что детям инклюзивной группы доступны одинаковые условия для того, чтобы они могли гармонично, на равных с остальными детьми правах, включиться в воспитательно-образовательную систему.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, который используется для описания включения детей с особыми потребностями в воспитательно-образовательный процесс массового характера, то есть ориентированный на большинство.

В основе инклюзивного образования лежит идея, исключающая любое ущемление прав «необычных» детей.

Инклюзивное образование ориентировано на детей:

· с задержкой психического развития;

· с легкой умственной недостаточностью;

· с нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы;

· с речевыми нарушениями;

· слабовидящих детей;

· слабослышащих детей;

· детей с нарушениями моторики;

· с проблемами развития опорно-двигательного аппарата.

Совместное обучение детей с различными начальными возможностями будет допустимо, если в ДОУ будут созданы особые условия. Так можно выделить несколько главных принципов инклюзии:

· ценностная значимость человека не состоит в зависимости от его способностей и достижений;

· каждый из представителей человеческого рода от рождения имеет способности к тому, чтобы чувствовать и думать;

· у каждого человека от рождения есть право общаться и быть услышанным;

· каждый человек нуждается в другом человеке;

· только реальные взаимоотношения могут гарантировать реальное полезное и качественное образование;

· каждый человек, независимого от своего возраста, испытывает потребность в поддержке другого человека, своего ровесника;

· необходимо опираться при обучение на то, что обучающийся может, чем на то, к чему он не способен и что ему не по силам;

· все составляющие жизни человека способно усилить разнообразие, наличие возможности выбора.

Однако, среди явных недостатков инклюзивного образования можно выделить следующие моменты:

· психологическую несостоятельность общества, неготовность принять человека инклюзивной группы;

· отсутствие совершенства в системе социальной поддержки и обеспечения таких людей.

Обучение в инклюзивных ДОУ даёт возможность детям развивать социальные отношения через непосредственный опыт. Пользу от инклюзивного обучения получают также семьи и, в целом, сообщества.

От практики инклюзивного обучения получают пользу как дети с проблемами в развитии, так и дети, развивающиеся типично.

Для детей с проблемами в развитии:

· возможность наблюдать и имитировать навыки общения и модели поведения детей, развивающихся нормально;

· увеличение количества социальных взаимодействий помогает детям развить дружеские отношения и положительные социальные социальные взаимоотношения, а также приобрести социальный круг поддержки;

· активизация когнитивного развития: широкий спектр параметров от большей сообразительности до улучшения мотивации обучения;

· создание базы для независимого эффективного функционирования в обществе в жизни в будущем.

Дети с типичным развитием:

· начинают понимать те трудности, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью; это воспитывает у них чуткость в отношении потребностей других людей, учатся лучше принимать различия;

· они узнают, что все люди могут преодолеть существенные сложности и добиться успеха;

· начинают лучше относиться к людям, которые отличаются от них;

· с большей вероятностью примут на себя более значительную социальную ответственность;

· в различных жизненных ситуациях дети, обучавшиеся в инклюзивных классах, проявляют больше уверенности в себе.


Возврат к списку

Новости и анонсы
мероприятий

18 Апреля 2024 года
Конкурс среди учителей Ямала

Конкурс среди учителей Ямала Окружной департамент образования объявил конкурс среди учителей Ямала. К участию приглашаются педагоги школ, имеющие стаж работы не менее трех лет и объём учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю.
Читать далее...