Он-лайн
консультация

Интернет-консультации специалистов
Задать вопрос


Опросы центра

Модуль опросов не установлен.

Яндекс.Метрика

Особенности работы педагога с детьми, страдающими эпилепсией

22.02.2018

Воспитание и обучение детей, страдающих эпилепсией, сопряжено со многими трудностями. Это связано с тем, что патогенез этого заболевания еще пока находится в стадии изучения. И дать подробные советы, одинаково годные для любого ребенка, невозможно, т.к. каждый случай сугубо индивидуален.

Особенно трагично, если болезнь появилась в детском возрасте, когда у человека только формируется отношение к себе и к окружающему миру. У ребенка-эпилептика представления о себе и о картине мира искажены. Он чаще, чем другие, сталкивается с насмешками, отчуждением, пренебрежением, агрессией, снисходительной жалостью. Печально, что и педагоги иногда занимают неправильную позицию, отказываясь принимать таких детей в детские сады, школы, стараясь перевести их на домашнее обучение. Родители, стараясь оградить ребенка от перенапряжения, также ограничивают его деятельность, зачастую "перегибая палку".

К сожалению, все эти действия, как показывает практика, в большей мере приводят не к ожидаемой пользе, а только лишь к развитию многих комплексов, которые, в свою очередь, могут в дальнейшем привести к аутостигматизации. Ребенок начинает испытывать стыд, затруднения при общении, у него понижена самооценка. Однажды столкнувшись с явлением стигмы, он подсознательно ожидает и боится ее.

Чтобы предотвратить это, необходимо понять: дети, страдающие эпилепсией, нуждаются не только в медикаментозном лечении, но и в особой поддержке со стороны коллектива и, в том числе, педагогов. Преподаватели должны не только правильно ориентироваться в тех случаях, когда случается эпилептический приступ, но и знать о тех специфических характерологических расстройствах, которые могут возникать у детей, страдающих эпилепсией, правильно понимать их действия, поступки, поддерживать здоровую эмоциональную обстановку в классе, не допускать агрессии.Это очень важно, т.к. от учителя зависит формирование личности, характера, отношения ребенка к себе и окружающим, и, следовательно, его социальные установки и место в обществе.

Так что же делать педагогу, если в его классе оказался ребенок с диагнозом "эпилепсия"? Прежде всего – не пугаться и паниковать. Если ребенок посещает обычную школу – значит, ему это не противопоказано.

В первую очередь, необходима доверительная беседа с родителями ребенка. Педагог должен выяснить, как часто происходят приступы, какой они имеют характер, как влияет течение болезни на формирование личности. Также педагогу необходимо знать, какие противоэпилептические препараты принимает ребенок, как оказать первую помощь при приступе и как при необходимости связаться с родителями или ближайшими родственниками.

Если эпилептический приступ все же произошел, не надо пугаться и кричать. Чтобы ребенок не нанес себе ушибов и повреждений, его нужно уложить на что-то мягкое, поддерживая голову руками. Рекомендуется удалить из зоны действия все опасные предметы, а также попытаться, насколько возможно, освободить ребенка от одежды (расстегнуть рубашку, ослабить ремень). Нельзя оставить ребенка одного во время приступа.

Необходимо срочно позвонить родителям ребенка. Вызывать "скорую помощь" нужно далеко не всегда, а только в следующих случаях:

- если продолжительность приступа превышает 5 минут;

- если имеется нарушение дыхательных путей;

- если приход в сознание после приступа осуществляется слишком медленно;

- если приступы происходят серийно, один за другим;

- если эпилептический приступ случился в воде;

- если во время приступа человек был травмирован.

После приступа обычно наступает сон. До приезда родителей ребенка нужно уложить в изолированном тихом помещении, где есть достаточный приток свежего воздуха. Но и во время сна желательно, чтобы за ним кто-то наблюдал, т.к. приступ может повториться, даже без пробуждения.

Если приступ происходит на глазах у других детей, не нужно акцентировать их внимание на этом. Не следует обсуждать факт болезни с кем-то при больном ребенке. Не рекомендуется чрезмерная опека и излишние ограничения. Ребенок, страдающий эпилепсией, не должен быть "выключенным из социума", он может и должен участвовать в спортивных и массовых мероприятиях в меру своих сил (по согласованию с врачом).

Профессор, доктор медицинских наук, руководитель Неврологического центра эпилептологии, нейрогенетики и исследования мозга Университетской клиники КрасГМУ им. проф. Войно-Ясенецкого, Н.А. Шнайдер в своем обращении к педагогам пишет: "Больной эпилепсией ребенок, в целом, не отличается от других детей. Он такой же умный, красивый, интересный и нужный. Он такой же хороший. Он такой же молодец, как и все ребятишки. А то, что у него время от времени случаются приступы – это всего лишь одна из индивидуальных особенностей, которую нужно просто понять и принять. И которая ни в коем случае не делает его хуже или в чем-то ограниченнее других детей. Ему просто нужно чуть-чуть больше внимания и заботы. Только и всего. А так – он такой же, как все.

Это то, в чем Вы должны убедить себя, своих коллег, друзей больного ребенка и, конечно, самого маленького человечка, на долю которого выпало такое страдание.

Знайте, что в Ваших силах внести значимый вклад в то, чтобы ребенок, больной эпилепсией, не вырос отстраненным от жизни".


Возврат к списку

Новости и анонсы
мероприятий

22 Апреля 2024 года
Завершился заочный этап конкурса «Мы гордость Родины»

Завершился заочный этап конкурса «Мы гордость Родины» Поздравляем обучающихся второй школы г. Тарко-Сале Гузева Назара и Курбанову Милану с победой в заочном этапе XXII Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ «Мы гордость Родины».
Читать далее...