Создание специальных условий обучения для детей с ОВЗ
Основной задачей в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
В образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, создаются специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ (п. 23, приказ Минобрнауки № 1015).
К специальным условиям обучения относятся:
- Использование адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП). Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана.
- Использование специальных методов обучения и воспитания. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы.
- Использование специальных учебников и специальных учебных пособий, дидактических материалов.
- Использование специальных технических и средств обучения как коллективного, так и индивидуального пользования.
- Предоставление услуг ассистента (помощника) или тьютора.
- Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий.
- Обеспечение доступа в здание образовательного учреждения.
Все перечисленные условия должны способствовать получению образования определенного уровня и определенной направленности, социальному развитию обучающихся детей с ОВЗ, в том числе через организацию системы инклюзивного образования.
Подробно остановимся на психолого-педагогическом сопровождении.
Психолого-педагогическое сопровождение включает:
- Наличие в штатном расписании специалистов (дефектолог, логопед, психолог, социальный педагог, ассистент (помощник), тьютор).
- Проведение комплексной диагностики особых потребностей, возможностей, способностей ребенка и анализ результатов.
- Разработка индивидуальной программы развития, в том числе коррекционной программы.
- Реализация мероприятий (проведение коррекционных занятий) в соответствии с индивидуальной программой развития.
- Отслеживание динамики развития ребенка.
- Консультации специалистами педагогов и родителей, оказание методической помощи.
- Анализ эффективности работы команды специалистов.
- Психологическая поддержка всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся).
Информацию по материалам Всероссийской научно-практической конференции "Совершенствование деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в повестке актуальной образовательной политики", 2016 г. подготовила – Михайлова Н.В., учитель-логопед РПМПК