Он-лайн
консультация

Интернет-консультации специалистов
Задать вопрос


Опросы центра

Модуль опросов не установлен.

Яндекс.Метрика

Методические рекомендации по организации системы профилактики жестокого обращения с детьми и оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения

23.03.2016

Методические рекомендации подготовлены по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Костенко М.А., кандидатом социологических наук, доцентом алтайского государственного университета, на основе изучения и анализа отечественных практик профилактики жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения.

Работа по созданию единой системы защиты детей от жестокого обращения и помощи пострадавшим детям должна быть организована с учетом трех уровней профилактики в сфере защиты детства: первичная профилактика - предупреждение факторов, способствующих возникновению случаев жестокого обращения; вторичная - предоставление детям и семьям с детьми с высоким риском жестокого обращения помогающих и поддерживающих услуг; третичная профилактика - деятельность по оказанию помощи и реабилитации детей (и их семей), пострадавших от жестокого обращения.

Основные понятия

Детский телефон доверия - служба экстренной психологической помощи по телефону детям и подросткам, переживающим трудную жизненную ситуацию, а также взрослым (родители, заменяющие их лица, специалисты, работающие с детьми и в сфере родительско-детских отношений).

Жестокое обращение с ребенком - это все формы физического и/ или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, отсутствие заботы, пренебрежение, торговля или другие формы эксплуатации, способные привести или приводящие к фактическому ущербу для здоровья ребенка, его выживания, развития или достоинства в контексте отношений ответственности, доверия или власти (ВОЗ, 1999).

Ребенок - в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия заранее.

Ребенок (дети), находящийся в экстремальной ситуации - дети, в отношении которых применены арест, задержание, заключение под стражу, условно-досрочное освобождение, после выхода из колонии находящиеся в конфликте с законом, а также находящиеся в лечебном учреждении и др.

Работа со случаем - индивидуальное комплексное (медико-юридически-социально-психолого-педагогическое) сопровождение ребенка (и/ или семьи), применяемое при защите ребенка от жестокого обращения и пренебрежения его нуждами, представляющее собой метод координации всего комплекса мер и мероприятий помощи ребенку, разработанный специалистами различных ведомств и профессиональных секторов, направленных на достижение наилучших интересов ребенка.

Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Служба детского телефона доверия, работающая под единым общероссийским номером - детский телефон доверия, принимающий обращения по общероссийскому номеру телефона 8-800-2000-122.

Социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовой формы и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

Супервизия - это профессиональное консультирование психологов, специалистов по социальной работе, социальных педагогов и др. специалистов, вовлеченных в работу по защите детей, анализ как целесообразности и качества использования практических подходов и методов работы с ребенком и его социальным окружением, так и отношений, возникающих между клиентом и специалистом, может рассматриваться в качестве одного из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в помощи и защите детей.

Трудная жизненная ситуация (ТЖС) - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно...»

Экстренная психологическая помощь - скорая психологическая помощь (консультирование), оказываемая людям, переживающим острое состояние психологического кризиса, как правило, без личного общения консультанта-психолога и его клиента, а на расстоянии, например, по телефону, Интернету и т.д. При необходимости дальнейшей помощи клиенту экстренная психологическая помощь может обеспечивать его связи и взаимодействия со специализированными (психологическими, социальными, медицинскими и др.) организациями и учреждениями.

Нормативно-правовая основа:

Международные акты:

  • Декларация прав ребенка Организации Объединённых Наций от 20 ноября 1959 года;
  • Конвенция о правах ребенка одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. и вступившая в силу в СССр 15.09.1990 г.;
  • Декларация и программа действий ООН «Мир, пригодный для жизни детей» от 10 мая 2002 года.

Российские нормативные правовые акты:

  • Уголовный кодекс рФ - ст. 125,110, 119, 111, 112, 115, 116, 117, 131, 132, 133, 134, 135, 240, 242.1, 127, 127.1, 127.2, 130, 150, 151, 156;
  • Семейный кодекс рФ;
  • Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 95-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
  • Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (24 апреля 2008);
  • Национальные стандарты рф в сфере социального обслуживания населения, в т.ч. ГОСТ р 52888-2007 «Социальное обслуживание населения». «Социальные услуги детям»;
  • Указ Президента российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Целевые группы реализации деятельности по предотвращению жестокого обращения - все дети без каких-либо исключений. Вместе с тем, особое внимание при построении региональных (муниципальных) стратегий противодействия жестокому обращению необходимо уделять таким группам, как дети с ограниченными возможностями; дети, проживающие в интернатных (социальные приюты, детские дома, специализированные школы, психоневрологические интернаты и т.д.) учреждениях, находящиеся под опекой, в т.ч. в замещающих, приемных, патронатных семьях и семейно-воспитательных группах; дети беженцев, вынужденных переселенцев, мигрантов; дети, принадлежащие к национальным меньшинствам и/или национальностям с традиционной культурой насилия в семьях; дети, работающие и/или живущие на улице (безнадзорные, беспризорные); дети, проживающие в условиях чрезвычайной бедности, плохих жилищных условиях, в неблагоприятных и/или изолированных районах; дети, проживающие в условиях вооруженных конфликтов и/или чрезвычайных ситуаций; дети, находящиеся в экстремальной ситуации и т.д. Важно понимать, что такие характеристики, как малообеспеченность, многодетность, неполная семья и проч., - сами по себе не являются основанием для включения их в целевую группу предотвращения жестокого обращения, поэтому не являются самостоятельными целевыми группами деятельности.

Основные цели деятельности по предотвращению жестокого обращения в отношении детей:

  1. реализация права ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения.
  2. Формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям жестокого обращения в отношении детей.
  3. Создание системы межведомственного (межсекторального) взаимодействия органов и учреждений, вовлеченных в сферу защиты детства, всех организационно-правовых форм по выявлению, учету и сопровождению детей и семей с высоким риском и/или случаями жестокого обращения.
  4. Создание эффективной социальной инфраструктуры для детей по оказанию своевременной качественной юридической, социально-психолого-педагогической и медицинской помощи детям, подвергшимся жестокому обращению.
  5. Вовлечение детей в работу по предотвращению жестокого обращения как полноправных субъектов деятельности.

Первичная профилактика

Концепция системы профилактики жестокого обращения в отношении детей основывается на семейно-центрированном подходе, предполагающем ориентацию на внутренние ресурсы семьи и направлена на формирование у населения семейных ценностей и социальной активности в отношении поддержания психосоциального благополучия семьи и в первую очередь детей.

Вторичная профилактика

Создание инструмента выявления и передачи сигнала о случае жестокого обращения для реагирования на случай.

Первый этап: прием информации

Информация о жестоком обращении с ребенком поступает из самых разных источников - детских садов, школ и досуговых учреждений, поликлиник, милиции, органов социальной защиты, граждан и т.д. С целью организации раннего выявления случаев жестокого обращения необходимо проведение информационной и образовательной работы с гражданами и специалистами, разъяснение им признаков жестокого обращения с детьми или пренебрежения их нуждами, порядка действий в случае обнаружения таких признаков.

Второй этап: расследование сигнала о случае жестокого обращения

На этом этапе необходимо проведение предварительной оценки выявленного случая жестокого обращения, социально-психологическая диагностика ситуации семьи, проведение первичного интервью с детьми и родителями.

Третий этап: оценка безопасности ребенка

Своевременная и адекватная оценка безопасности и риска приобретает особое значение в ситуациях, когда ребенок подвергается физическому (сексуальному) насилию или находится в условиях отсутствия заботы и пренебрежения нуждами, так как при этих видах жестокого обращения ребенок может серьезно пострадать или погибнуть.

Четвертый этап: организация защиты ребенка, пострадавшего от жестокого обращения

Каждая информация о случае жестокого обращения должна быть оценена на предмет риска и безопасности для ребенка, а факт жестокого обращения должен расследоваться.

Пятый этап: мониторинг динамики семейной ситуации

Шестой этап: завершение помощи

Оказание психологической помощи

Наиболее важной составляющей при оказании помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, является психологическая помощь. Это связано с тем, что в отличие от соматических последствий жестокости (физические травмы, при сексуальном насилии - заболевания, передающиеся половым путем, беременность) психологические последствия могут длиться достаточно долгое время и определять жизнь человека в семье, взаимоотношения с окружающими людьми, вызывать различные коммуникативные трудности.

Третичная профилактика.

Инфраструктура услуг по реабилитации пострадавших, а также совершивших жестокое обращение, предполагает создание условий для проведения социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств, а также расширение сети служб по оказанию социальных услуг по предоставлению временного приюта женщинам с детьми, пострадавшим от жестокого обращения.

Условно можно выделить три основных компонента психологической помощи ребенку, переживающему последствия жестокого обращения:

  1. Работа с пострадавшим ребенком в рациональном и эмоциональном ключе по преодолению страха, отвращения, ненависти и других переживаний.
  2. Психологическая работа с ребенком, не привязанная непосредственно к переживаемому событию жестокого обращения, связанная с его отношением к себе, другим людям, собственному будущему, получением позитивного опыта безопасного взаимодействия со взрослым, часто противоположного тому, который они получают в семье, навыков в разрешении трудных ситуаций, в первую очередь ситуаций домашнего насилия и т.п.
  3. Работа с ближайшим социальным окружением ребёнка (в первую очередь, родителями) по развитию навыков ненасильственного воспитания, эмоциональной поддержке и эмпатии. Сложности, которые есть у этих родителей в отношениях с детьми, супругами и партнерами, государством, как правило, связаны с серьезными психологическими проблемами, часто уходящими корнями в собственное детство родителей. Большей частью эти проблемы не осознаются, и на первый план выдвигаются материальные или ситуационные проблемы

Информацию подготовила заместитель директора МКУ "ИМЦРО" Пуровского района Курсакова Л.С.


Возврат к списку

Новости и анонсы
мероприятий

29 Октября 2024 года
Всероссийский конкурс проектов «РОССИЯ СТРАНА ВОЗМОЖНОСТЕЙ»

Всероссийский конкурс проектов «РОССИЯ СТРАНА ВОЗМОЖНОСТЕЙ» «Россия – страна возможностей» — открытая площадка для общения талантливых и неравнодушных людей всех возрастов, обмена опытом между школьниками, студентами, профильными специалистами, предпринимателями, управленцами и волонтерами.
Читать далее...

Файл: Загрузить