Он-лайн
консультация

Интернет-консультации специалистов
Задать вопрос


Опросы центра

Модуль опросов не установлен.

Яндекс.Метрика

Психолого-педагогическое сопровождение во время подготовки подростков к ЕГЭ (памятка для педагогов)

18.03.2016

Экзамены и подготовка к ним, как психологический стресс

Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно – в подростковом. Подготовка к экзаменам и сами экзамены для выпускников – это стресс длиною в целый год. Стресс в ситуации испытания – это нормальная и даже необходимая реакция адаптации. В стрессе мобилизуются все физические и психологические силы человека.

Способность человека успешно действовать в условиях стресса – показатель его зрелости как личности. Эта способность отличает также спортсменов, людей опасных профессий. Есть любители «экстрима», кто с детства любит рискованные ситуации, кого стресс бодрит и даже радует.

Вместе с тем, не все способны на подобное восприятие стресса, особенно – подростки. В результате подростки в школе, даже самые успешные, все равно нуждаются в тренировке способности действовать в условиях стресса.

Для подростков же со слабой нервной системой стресс – это вовсе не нормальная реакция, а основной механизм нарушения развития их личности. Такие подростки нуждаются в тренировке стрессоустойчивости, в преодолении тех особенностей личности, которые делают их уязвимыми к стрессу.

Рассмотрим проблему подготовки к ЕГЭ – сквозь призму этих трех групп детей: как их распознать; как тренировать и мобилизовывать детей с хорошей устойчивостью к стрессам; как помочь подросткам со слабой нервной системой; какими способами можно попробовать развить у ребенка способность к самостоятельной учебе.

Если у детей хорошие крепкие нервы или Тренировка трудностями!

Посмотрите следующий перечень признаков: если оцениваемые вами дети имеют большинство из них, значит, они из первой группы – из «крепких нервами», из «сильных».

  • С детства отважны, не боятся риска и опасностей, рады и даже стремятся к ним.
  • Стараются все в окружающем исследовать, попробовать, узнать на личном опыте.
  • Неудобны самостоятельностью и независимостью в суждениях и поведении, даже перечат вам! Но зато учатся хорошо уже с начальных классов, а при переходе в средние классы их успеваемость не снижается или даже улучшается.
  • Им всегда нравятся ситуации испытания их способностей – контрольные, зачеты, ответы у доски, самостоятельные творческие задания. Они предвкушают их или даже просят их создать
  • К прежним экзаменам они готовились самостоятельно и при этом показывали хорошие результаты.
  • На самих контрольных и экзаменах они волнуются, но это делает их более собранными, ускоряет их мышление и сообразительность. И т.д.

Основное направление подготовки таких подростков к ЕГЭ – это тренировка знаний, умений их использовать, уверенно чувствовать себя в стрессе экзаменов и любых других испытаний. Иначе говоря, весь 11-й класс надо закреплять их способность к самостоятельной учебной деятельности, в том числе и трудностями в ней!

К педагогическим способам тренировки личности можно отнести следующие:

1. Реферирование дополнительной научно-популярной и научной литературы.

2. Частые контрольные работы с их защитой перед классом – как моделирование ситуаций экзаменов, в том числе – и в форме ЕГЭ.

3. Самостоятельные творческие задания, темы которых выбирают сами учащиеся.

4. Защита своих самостоятельных творческих работ перед разными аудиториями.

5. Выполнение и защита (публикация) научных работ.

6. Коллективные научные задания – как модель работы в научных коллективах.

7. Участие в конкурсах, научных конференциях.

8. Наставничество или помощь «сильных» учеников более слабым в классе.

Роль репетиторов и ваше отношение к ним

Прибегнуть к помощи репетиторов или нет – дело учащихся и их родителей. Традиция репетиторства – развита в настоящее время и, видимо, будет сохраняться еще долго, хотя для «сильных» учеников оно, может быть, и нужно-то больше как психотерапия или дополнительная тренировка уверенности в себе. Вас самих родители учеников из других школ тоже могут попросить быть у них репетиторами.

Важно не отрицать репетиторство, а помочь ученику сделать его эффективным:

  • Дать репетитору сведения, что в репетируемом предмете учащийся освоил лучше и что хуже.
  • Описать наиболее эффективные способы стимуляции учебной деятельности у данного учащегося в 10-11-м классах.
  • После первых 2-3-х недель занятий репетитора начать давать ученику возможность проявить себя на уроках, публично поощрять.

Группа учеников с низкой стрессоустойчивостью (со «слабыми» нервами)

В группу учащихся со слабыми нервами и низкой устойчивостью к стрессу вы можете отнести тех, у кого обнаружите треть и более из следующих признаков:

  • Проявляют страхи инициативы, боятся начинать дело, допустить ошибку или оказаться некомпетентным, боятся оценки результатов их труда.
  • Боятся отвечать на уроках, особенно – у доски.
  • Пытаются избежать ситуаций испытания: просят освободить от экзаменов, сказываются больными.
  • На контрольных и экзаменах переживания настолько ухудшают их мышление, что они не решают задачи, посильные им в спокойной ситуации.
  • Подолгу переживают из-за низких оценок за текущие задания, тем более – за контрольные и экзамены; после них с трудом собираются для работы даже на текущих уроках.
  • Капризны, плаксивы, обидчивы и нуждаются в успокоении в кризисных ситуациях.
  • В классе не претендуют на роль лидера, а в поручениях не справляются с ней.
  • Быстро утомляются в пределах одного урока или после первых 2-3-х уроков, жалуются на головные боли или сонливость.
  • Грызут ногти и пальцы.

Снижение тревожности, повышение самооценки и устойчивости к стрессам

Психофизиологическая помощь педагога:

  • Рекомендовать плотную еду и чай или кофе в большую перемену.
  • Рекомендовать оптимальный режим учебы и отдыха: 1-1,5 часа сна при приходе из школы, отход ко сну не позже 22.30, продолжительность сна – не менее 9 часов; при непосредственной подготовке к ЕГЭ – занятия по 1,5 часа с перерывами по 30 минут.

Педагогическая помощь:

  • Рассаживать тревожных учеников в середине класса или ближе к учителю.
  • Спрашивать в середине уроков.
  • Подсказывать родителям и тренировать на уроках наиболее успешные для ученика приемы усвоения материала.

Для снятия личной тревожности педагогов:

1. Постарайтесь спокойнее отнестись к требованиям руководства по поводу подготовки и проведения процедуры ЕГЭ. Ваш достаточный опыт работы в школе с различными категориями учеников является залогом Вашей успешной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ.

2. Регулярно обменивайтесь позитивным опытом с коллегами по подготовке Ваших учащихся к ЕГЭ.

Подготовила педагог-психолог РПМПК Ильина М. Б.

В статье использованы сайты: 

  • school5zeya.ru
  • festival.1september.ru
  • scool429.narod.ru
  • vmeste.opredelim.com


Возврат к списку

Новости и анонсы
мероприятий

29 Октября 2024 года
Всероссийский конкурс проектов «РОССИЯ СТРАНА ВОЗМОЖНОСТЕЙ»

Всероссийский конкурс проектов «РОССИЯ СТРАНА ВОЗМОЖНОСТЕЙ» «Россия – страна возможностей» — открытая площадка для общения талантливых и неравнодушных людей всех возрастов, обмена опытом между школьниками, студентами, профильными специалистами, предпринимателями, управленцами и волонтерами.
Читать далее...

Файл: Загрузить