Он-лайн
консультация

Интернет-консультации специалистов
Задать вопрос


Опросы центра

Модуль опросов не установлен.

Яндекс.Метрика

Особенности усвоения детьми звуков речи

02.10.2014

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребенка. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребенком искаженно, с очень неточным звуковым составом. Правильным произношением звуков речи он овладевает лишь постепенно.

В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить только самые простые по артикуляции звуки. К ним относятся гласные А, О, Э и согласные П, Б, М. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребенка: мама, папа, баба. Несколько позднее усваиваются и другие артикуляторно простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х,Й. Более же сложные по артикуляции звуки (С, З, Ц, Ч, Ш, Ж, Щ, Л, Р) примерно до 3 - 5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление получило название "возрастного косноязычия", поскольку в определенном возрасте оно бывает свойственно всем без исключения детям.

Каждый артикуляторно сложный звук усваивается ребенком как бы в несколько этапов. Например, ребенок не сразу овладевает произношением звука Ш, а сначала заменяет его на ТЬ, на СЬ, на С. По этой причине в разные возрастные периоды слово ШУБА в его речи звучит как ТЮБА, СЮБА, СУБА и, наконец, ШУБА.

Но даже и после овладения правильным произношением звука ребенок некоторое время неустойчиво использует его в своей речи. Новый звук начинает употребляться гораздо чаще, чем следует, временно как бы вытесняя близкие к нему по артикуляции звуки. Например, научившись правильно произносить звук Ш, ребенок начинает употреблять его и вместо С, произнося слово СУМКА как ШУМКА или САША как ШАША. Здесь очень важно ненавязчиво помочь ребенку окончательно овладеть звуком. В этом поможет родителям речевой материал, специально подобранный на каждый трудный по артикуляции согласный звук. За материалом можно обратиться к логопеду или подыскать самим.

Таким образом, в период "возрастного косноязычия" часть звуков в речи детей полностью отсутствует или заменяется другими звуками. Наблюдается и неустойчивость в употреблении уже "освоенных" звуков, их смешение. Но по мере созревания речевого аппарата ребенка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, всё более приближаясь к образцу взрослого.

Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения "возрастного косноязычия" является правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей. Это тот образец для подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если же такой образец отсутствует, то усвоение ребенком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или даже становится невозможным. Об этом свидетельствуют, например, довольно широко распространенной "семейной картавости", которую ребенок усваивает, подражая родителям.

С этой точки зрения вредно и длительное пребывание ребенка среди неправильно говорящих сверстников, поскольку в этом случае также отсутствует образец правильного произношения. И уж совсем недопустимо "сюсюканье" взрослых с ребенком ("Да ты мой дологой, холосий!"). Здесь ребенок лишается не только правильного образца для подражания, но даже и стимула для улучшения своего звукопроизношения, ведь взрослым нравится его речь и они сами подражают ей!

Чтобы родителям было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребенка различных звуков, приведу небольшую таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

Возраст появления звуков (в годах)

1 - 2 года

2 – 3 года

3-5 лет

5-6 лет

Звуки

А, О, Э, П, Б, М

И, У, Ы, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й

С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ

Л, Р


Из таблицы видно, что при нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое "возрастное косноязычие" уже перестает быть "возрастным". Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, недостатках или дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

Родителям также важно знать, что даже в раннем возрасте (до 3-5лет) у детей могут быть и такие особенности в произношении звуков, которые уже с самого начала нельзя относить к "возрастному косноязычию". Эти особенности не пройдут с возрастом, и поэтому нужно как можно раньше обратиться к специалистам. Сюда относится, например, "хлюпающее" произношение некоторых звуков (иногда даже с заметным раздуванием щек), что придает звукам какой-то необычный и неприятный для слуха оттенок. В других случаях может наблюдаться так называемое межзубное произношение звуков (чаще всего свистящих и шипящих), когда кончик языка просовывается между резцами и звуки приобретают характерный оттенок шепелявости, не свойственной русской речи.

Информацию подготовила: Михайлова Н.В. – учитель-логопед РПМПК

Литература:

  1. Аркин Е. А. "Дошкольный возраст" М., Учпедгиз.
  2. Парамонова Л. Г. "Говори и пиши правильно" СПб, "Дельта".

Возврат к списку

Новости и анонсы
мероприятий

22 Апреля 2024 года
Завершился заочный этап конкурса «Мы гордость Родины»

Завершился заочный этап конкурса «Мы гордость Родины» Поздравляем обучающихся второй школы г. Тарко-Сале Гузева Назара и Курбанову Милану с победой в заочном этапе XXII Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ «Мы гордость Родины».
Читать далее...