Он-лайн
консультация

Интернет-консультации специалистов
Задать вопрос


Опросы центра

Модуль опросов не установлен.

Яндекс.Метрика

Ранний детский аутизм

30.04.2020

Самым сложным и напряженным периодом для любой семьи является тот момент, когда появляется осознание того, что их ребёнок «особый», пугающе звучит любой диагноз, особенно «аутизм». Ранний детский аутизм - понятие медицинское, поэтому его определяет врач - детский психоневролог. В своем наиболее характерном виде этот синдром проявляется в возрасте 2,5 -3 года. Вместе с тем признаки неблагополучного развития, которое потом может проявиться ранним детским аутизмом, в большинстве случаев можно разглядеть гораздо раньше.

Многие родители, особенно те, кто уже имеют старшего нормально развивающегося ребенка, замечая, что с малышом «что-то не так», начинают тревожиться много раньше, чем ребенку исполнится год, и обращаются за советом к специалисту - педиатру или невропатологу.

Однако, чаще всего, специалисты успокаивают родителей, считая их опасения напрасными, так как признаки, о которых они говорят, в это время, как правило, укладываются, или почти укладываются в общие параметры моторного и речевого развития. В других случаях специалисты могут расценивать настораживающие особенности раннего развития как признаки других нарушений самого широкого спектра, например, как проявление детского церебрального паралича, сенсорных, речевых нарушений, невропатии, минимальной мозговой дисфункции. И, к сожалению, часто бывает сложно опознать это состояние. «Разброс» диагнозов встречается весьма широкий - от проблем со слухом и зрением, речевым развитием до умственной отсталости и шизофрении. Но, к счастью, на практике редко встречаются «классические аутисты», чаще приходится работать с детьми, у которых проявлены отдельные черты аутизма.

Тем не менее, в нашей стране диагноз «ранний детский аутизм» до двух лет, как правило, не ставится и единственными «диагностами» становятся родители и близкие малыша. Опыт показывает, что родители первыми замечают, что их ребенок имеет проблемы, но обычно им трудно объяснить во время визита к врачу, что же именно их беспокоит. Родители должны осознавать, как их ребенок развивается и что можно ожидать от ребенка в определенных возрастных периодах. Для того чтобы увидеть нарушения в развитии ребенка и своевременно насторожиться, необходимо, прежде всего, знать возрастные нормы развития.

Средние показатели развития здорового ребенка:

• 0-1 мес. Неразличаемый плач - первая реакция на окружающую среду и результат тотального телесного ответа; избирательность к речевым стимулам.

• Со 2 месяца - синдром оживления при виде «своих взрослых», в более старшем возрасте - повышенное внимание и оживление при виде картинок, изображающих лицо и глаза.

• 1-5,6 мес. Различаемый плач - голодный плач, плач, связанный с болью в животе, и т.д.;

• 3-6,7 мес. Гуление. Стадия вокальной игры. Ребенок и слушает звуки вокруг него и пытается продуцировать их сам. Конечно, они еще отличаются от звуков взрослой речи, даже когда мать пытается имитировать гуление ребенка.

• 6-12 мес. Лепет, повторение слышимых звуков, слогов.

• 9-10 мес. Повторение звуков, которые ребенок слышит (эхолалия). Отличие от лепета в том, что ребенок повторяет то, что непосредственно слышит от другого человека.

• Около года здоровые дети любят, когда с ними разговаривают.

• 2-2,5 года - узнавание на фотографиях близких, себя (когда формируется самосознание: «Я» и «Не я»), правильное представление о своем теле.

• После двух лет здоровый ребенок способен откликаться на эмоции окружающих, «заражаться» ими; присутствуют положительные эмоции при виде новых игрушек, при общении.

• После трех лет ребенок адекватно использует личные местоимения (я, ты, мы), строит оригинальные высказывания. Выражает желание что-то сделать самостоятельно. Ребенок способен сопереживать героям сказок, способен играть, фантазировать. Во время игры проявляет развитое воображение (игры с замещением - когда представляют, например, что палка - это лошадка).

Родители, взволнованные отсутствием у малыша интереса к различным занятиям и играм, должны проверить ребёнка на наличие следующих симптомов:

1. Проблемы с речью: ребенок может не говорить или же не ассоциировать сказанные слова с объектом.

2. Ребенок боится незнакомых людей или же не делает никакой разницы между своими и чужими.

3. Ребенок избегает прямого контакта глаз.

4. Ребенок склонен к повторяющимся, ничего не значащим играм.

5. У ребенка есть странные привычки, которые могут занимать его часами - любит тереться обо что-то спиной, или теребить маму за волосы.

6. Ребенок не реагирует на простейшие вопросы - просьбы «Где мама? Принеси мячик».

7. Ребенок не имитирует вас, например, не подносит телефон к уху.

8. Ребенок не показывает пальчиком на то, что ему нужно, а пользуется всей рукой или же плачет.

9. Ребенок не обращается к вам за помощью, такое впечатление, что он знает все лучше вас.

10. Ребенок не строит пирамидку из кубиков, а раскладывает их в ряд.

11. Ребенок не понимает, что он может открыть дверь сам, вместо этого он берет вашу руку и использует ее как инструмент.

12. Очень часто присутствует большая избирательность в еде: ребенок ест только определенные вещи и не любит изменений в рационе.

13. Очень часто у аутистов наблюдаются проблемы с моторикой.

Вопросы, с помощью которых родители могут обнаружить проблему аутизма у ребёнка на самой ранней стадии:

- Хочет ли ваш ребенок общаться с окружающими?

- Интересуется ли ребенок играми или общением со знакомыми взрослыми и детьми?

- Хочет ли ребенок разделять окружающее его пространство с другими?

- Откликается ли ребенок, когда вы его зовете?

- Как относится ребенок к смене занятия?

- Склонен ли ребенок к повторяющимся движением?

- Как ребенок играет с игрушками: так как ими принято играть или использует свой,

необычный подход к игре?

- Насколько легко ребенок выходит из себя?

- Приходится ли вам все время идти на поводу у ребенка, чтобы удовлетворить его потребность в игре или же ребенок с интересом следует за вами?

Если хотя бы часть признаков у ребенка говорит о том, что проблема у него есть и нужно обратиться к специалистам - делать это незамедлительно, ведь время ,в данном случае, - самый злейший враг ребёнка.


Возврат к списку

Новости и анонсы
мероприятий

22 Апреля 2024 года
Завершился заочный этап конкурса «Мы гордость Родины»

Завершился заочный этап конкурса «Мы гордость Родины» Поздравляем обучающихся второй школы г. Тарко-Сале Гузева Назара и Курбанову Милану с победой в заочном этапе XXII Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ «Мы гордость Родины».
Читать далее...