Методические рекомендации по совершенствованию процесса преподавания русского языка с учётом результатов диагностического тестирования

Методические рекомендации по совершенствованию процесса преподавания русского языка с учётом результатов диагностического тестирования

19 декабря 2017

В.Г. Паршуков, директор ГАУ ДПО ЯНАО «РИРО»

Методические рекомендации разработаны на основе анализа диагностического тестирования по русскому языку в 9 классах, проведённого образовательных учреждениях автономного округа 16 ноября в соответствии с приказом департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа № 1112 от 20 октября 2017 года.

Анализ результатов выполнения диагностического тестирования показывает, что обучающиеся в целом справились с заданиями, проверяющими уровень сформированности основных предметных компетенций. Результаты тестирования отразили реальный уровень знаний выпускников основной школы, выявили реально существующие проблемы в подготовке обучающихся к основному государственному экзамену по русскому языку.

Особую тревогу вызывает низкий уровень грамотности девятиклассников, несмотря на то, что они могли пользоваться орфографическим словарём. Проблема повышения уровня орфографической грамотности не может быть решена в отрыве от освоения таких разделов русского языка, как морфемика, словообразование и лексика. Проводя комплексную работу в этом направлении, учитель должен использовать коммуникативно-деятельностный и практико-ориентированный подходы к обучению, позволяющие сделать образовательный процесс активным и осознанным. Профилактика орфографических, речевых и грамматических ошибок должна заключаться в выработке у ученика привычки употреблять слова только в том случае, если точно уверен, что знаешь их правильное написание, смысл, лексическую сочетаемость и стилистическую окраску.

С использованием этих же подходов следует решать и проблему повышения уровня пунктуационной грамотности. При обучении синтаксису и пунктуации необходимо уделять больше внимания формированию умения распознавать разнообразные синтаксические структуры в тексте и применять полученные знания в продуктивной речевой деятельности. В практико-ориентированной деятельности тренинг обучающихся приводит к правильному употреблению знаков препинания в конкретном предложении, формируя осознанные представления об их функциях в письменной речи.

К сожалению, на протяжении ряда лет педагогами автономного округа не выполняются рекомендации по соблюдению морфолого-синтаксического принципа организации образовательного процесса на уроках русского языка. Приходится констатировать недостаточное внимание к образовательной деятельности с применением текстоцентричных (текстоориентированных) технологий: слово — словосочетание — предложение — текст; первичный текст — его анализ по микротемам — анализ трудных случаев орфографии, пунктуации, словоупотребления — составление плана вторичного текста — вторичный текст.

В некоторых муниципальных образованиях, а в них – в образовательных организациях – на протяжении 2-3 последних лет (и это не может не тревожить) уровень функциональной грамотности выпускников основной школы критический как в разрезе отдельных критериальных показателей, так и на уровне общей языковой компетенции.

Рекомендуемые меры по повышению качества обучения и подготовки обучающихся 9 классов к ОГЭ по русскому языку на муниципальном уровне

Руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования

1. Усилить контроль как за состоянием преподавания русского языка в целом, так и за деятельностью отдельных образовательных организаций, обучающиеся которых показали низкий уровень знаний во время диагностического тестирования.

2. Принять организационно-управленческие меры по устранению пробелов в знаниях обучающихся 9-х классов по русскому языку (организация сетевого взаимодействия, создание при наиболее подготовленных в муниципальном образовании педагогах групп учащихся сменного состава по общим проблемам функциональной грамотности, выделение дополнительных часов для ликвидации пробелов в знаниях за предшествующие годы обучения за рамками урочной деятельности и т.д.).

3. Рекомендовать учителям, обучающиеся которых продемонстрировали низкое качество знаний по русскому языку, повысить свою квалификацию на курсах повышения квалификации работников образования по преподаванию отдельных разделов русского языка, в том числе в дистанционном режиме (при необходимости на платной основе) в ГАУ ДПО ЯНАО «РИРО», МИОО, ФИПИ.

4. Во время аттестации педагогов на первую и высшую квалификационную категории строже подходить к оценке их профессиональной деятельности, учитывая результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Городским (районным) методическим службам, методическим объединениям

1. Проанализировать материалы диагностического тестирования по русскому языку с целью корректировки рабочих программ педагогов, поурочного планирования и внесения в названные документы необходимых дополнений.

2. Запланировать и провести обучающие семинары (мастер-классы, круглые столы и др. мероприятия) по подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации, на которых должны принять активное участие все учителя русского языка, а не только работающие в выпускных классах.

3. Оказывать содействие администрации образовательных организаций в осуществлении муниципального (внутришкольного) мониторинга уровня усвоения учебного материала выпускниками основной школы.

Меры по повышению качества обучения и подготовки

учащихся 9 классов к ГИА по русскому языку на уровне

образовательных учреждений

Руководителям общеобразовательных учреждений

1. Довести до сведения педагогических работников результаты диагностического тестирования по русскому языку, провести аналитическую работу с ними по «западающим» разделам программы.

2. Организовать систематическую подготовку учителей русского языка к проведению ОГЭ (самоподготовка, семинары, консультации, тренинги, качественная работа в школьном и/или городском (районном) методическом объединении).

3. Нацелить учителей русского языка и литературы на систематическую подготовку обучающихся 9 классов к проведению ОГЭ, учитывая степень затруднения каждого из детей в выполнении диагностического тестирования.

4. Усилить внутришкольный контроль за качеством выполнения рабочих программ по русскому языку, уровнем их соответствия примерным программам и состоянием преподавания русского языка на II уровне обучения (преемственность преподавания в 5-9 классах, организация сопутствующего повторения изученного материала, систематизация и достаточная отработка изучаемого материала).

Рекомендации учителям русского языка муниципальных образований автономного округа

1. На основе детального анализа результатов диагностического тестирования обучающихся 9 классов по русскому языку наметить пути по ликвидации пробелов в знаниях 9-классников по основным разделам русского языка.

2. Разнообразить формы учебных занятий с учётом дифференцированного и группового подходов в преподавании предмета и во внеклассных занятиях. При организации групповой работы предусмотреть возможность перехода из группы в группу при условии достижения качественного результата.

3. Предусмотреть возможность создания индивидуальных планов обучения для учащихся, наиболее выделяющихся (в сильную или слабую сторону) на фоне всего класса.

4. Организовать дополнительные занятия со слабоуспевающими обучающимися, имеющими значительные пробелы в знаниях, умениях по различным разделам русского языка за предшествующие 9 классу периоды обучения.

5. Использовать возможности кабинетов информатики для работы обучающихся с открытым сегментом федерального банка заданий на сайте ФИПИ.

6. Совершенствовать лингворечевые знания и умения учащихся:

-учить работать с текстом: понимать не только его содержание, но и оценивать роль языковых единиц;

-по законам логики языка и в соответствии с целевыми установками создавать собственный текст на основе имеющегося;

-систематизировать грамматические, синтаксические знания и умения, а также навыки правописания обучающихся путём включения их в созданную как часть развивающего образовательного пространства высококультурную речевую среду;

-учить использовать лингвистические знания и умения при анализе текстов (в том числе собственных) разных жанров и стилей, функционально-смысловых типов речи;

-постоянно проводить на уроках лексическую работу на основе текста, связывая её с орфографией, морфемикой и словообразованием;

-отрабатывать у обучающихся умение определять в тексте микротемы, их структуру и средства связи между собой;

-в процессе преподавания курса русского языка на текстовой основе продолжать работу с обучающимися по овладению ими основными приёмами сжатия текста;

-совершенствовать умения обучающихся передавать в устной и письменной формах индивидуальное восприятие текста;

-развивать умение опознавать разнообразные грамматические конструкции (в том числе грамматически не связанные с предложением), определять предикативную часть, видеть структуру предложения, составлять и читать его схему;

- в процессе языкового разбора текста уделять достаточное время и внимание опознаванию средств выразительности речи не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка.

7. Систематически информировать родителей (по возможности давать комментарий) об уровне подготовки обучающихся к итоговой аттестации, используя информационные порталы, SMS-сообщения, электронные дневники и журналы.

С утверждёнными документами, регламентирующими разработку экзаменационных материалов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений по русскому языку в новой форме, прошлогодними образцами и демоверсиями контрольно-измерительных материалов для итоговой аттестации, можно ознакомиться на сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru; www.edu.ru

Методическую помощь учителю и обучающимся также могут оказать материалы сайтов:

www.obrnadzor.gov.ru

- документы, определяющие структуру и содержание КИМ для государственной (итоговой) аттестации по русскому языку выпускников IX классов в новой форме (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант КИМ 2018 г.);

http://www.proshkolu.ru

- всё о ОГЭ по русскому языку;

сайт СУП (современный учительский портал)

- занятия по подготовке к сочинению, разбор демоверсий по подготовке выпускников к ОГЭ и ЕГЭ;

http://edu.1september.ru

- подготовка к ГИА по русскому языку (сайт газеты «Русский язык»; сайт «Я иду на урок русского языка»);

http://bugaga.net.ru

- вся теория и практика по заданиям ОГЭ, ЕГЭ;

http://www.saharina.ru

- уроки, интегрированные тесты на компьютере;

www.lidiykrasina.edusite.ru

- сжатое изложение, сочинения на лингвистические темы;

http://gdzonline.moy.su

- образцы сочинений на лингвистические темы;

http://uchimcauchitca.blogspot.com

- теория и практика по заданиям; образцы сочинений («По уши в ГИА!»);

http://uchimcauchitca.blogspot.com

- презентации, образцы сочинений;

http://www.uchportal.ru/load/233

- презентации;

http://peressa2009.narod2.ru

- презентации, справочные материалы;

www1.ege.edu.ru/gia/giavideo

- видеоконсультации по ГИА;

http://rulit.ucoz.ru

- цикл памяток в помощь учащимся, алгоритм для запоминания. Тестовые задания;

http:/ fcior.edu.ru

- ресурсы для открытой мультимедиа среды;

http://school-collection.edu.ru

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;

www.school.edu.ru

- Федеральный российский общеобразовательный портал;

http://www.proshkolu.ru

- интернет-портал школ России;

http://www.intellectcentre.ru

- сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений;

http://gramota.ru

- справочно-информационный портал «Русский язык». Словари, справочники, рекомендации и многое другое;

http://www.saharina.ru

- интегрированные тесты на компьютере, уроки;

http://giaonline.ru/rus/

- интегрированные тесты на компьютере;

http://nashol.com

- скачать книги, пособия;

http://2011-ru.com/ege/blanki/

- тесты;

http://urok.ucoz.net/

- сайт М. Гращенковой (презентации, интерактивные тренажёры)

noreply@youtube.com

- сайт Anastasia Pesik: "Учимся писать сочинение по русскому языку"