Он-лайн
консультация

Интернет-консультации специалистов
Задать вопрос


Опросы центра

  1. Откуда вы узнали о нашем сайте?
    знакомые  
     563 (46%)
    интернет  
     380 (31%)
    телевидение  
     267 (22%)
    радио  
     9 (1%)

Яндекс.Метрика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по результатам диагностического тестирования по математике обучающихся 9 классов общеобразовательных организаций в Ямало-Ненецком автономном округе в 2016/2017 учебном году

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по результатам диагностического тестирования по математике обучающихся 9 классов общеобразовательных организаций в Ямало-Ненецком автономном округе в 2016/2017 учебном году 18 Декабря 2017

В связи с проведением обязательной государственной итоговой аттестации учащихся 9 классов по математике в формате ОГЭ, перед руководителями образовательных организаций следует поставить следующие основные задачи:

1. Выделение в учебном плане дополнительных учебных часов на обучение математике в 9 классе и на проведение консультаций для обучающихся в 9 класса.

2. Систематическое участие выпускников в различных диагностических работах, проводимых методической службой образовательной организацией, муниципального образования, системы Стат Град и др.

3. Участие учителей математики в диагностических процедурах (региональное тестирование учителей математики по материалам ГИА-9).

4. Проведение для учителей математики тренингов по решению задач из различных тематических разделов математики, в первую очередь по решению геометрических задач.

5. Осуществление контроля за целевым использованием учебных часов, предусмотренных учебным планом образовательной организации, на обучение математике (особенно при отсутствии разделения предмета «Математика» на предметы «Алгебра» и «Геометрия»).

6. Систематическое проведение планового внутришкольного контроля за обучением математике на всех ступенях обучения.

7. Осуществление внутришкольного контроля по направлению «личностно-профессиональная педагогическая деятельность учителей математики».

Персональный контроль за деятельностью учителей-предметников включает в себя:

1) изучение системы работы учителей;

2) контроль за деятельностью учителей и оказание им при необходимости методической помощи;

3) оценку результативности преподавательской деятельности в целом;

4) прогноз педагогического потенциала специалиста;

5) организацию взаимопосещения уроков учителями-предметниками.

Учителям математики необходимо принять во внимание следующие рекомендации:

1. Проанализировать результаты диагностического тестирования по математике.

2. Заниматься самообразованием по вопросам, связанным с преподаванием школьного курса математики и внедрением в практику преподавания предмета современных технологий.

3. Вносить изменения в поурочное планирование, выделяя резерв времени как во время проведения урока, так и во время обобщающего повторения для закрепления наиболее значимых и сложных тем учебного предмета.

Для повышения качества подготовки выпускников по математике требуется целенаправленное повторение разделов курса алгебры 7–9-х классов и математики 5–6-х классов и систематический мониторинг проблемных обучающихся по ликвидации пробелов в знаниях за курс основной школы.

4. Для обеспечения прочного овладения всеми выпускниками основными элементами содержания, изучаемыми в основной школе не только на базовом, но и на повышенном уровне, необходимо проводить систематическое повторение пройденного.

Это может осуществляться через систему упражнений для домашней работы или использование в ходе обучения устных упражнений. Устные упражнения традиционно включаются в учебный процесс на уроках математики в основной школе. При разработке содержания и формы представления устных упражнений следует обеспечивать простоту технических преобразований и вычислений, необходимых для их выполнения, подбирать задания с чёткими немногословными формулировками, включающими понятную для обучающихся терминологию, для того чтобы формировать умения кратко, по существу вопроса (устного и письменного) излагать свои знания. Это позволяет сосредоточить внимание обучающихся на смысловой стороне их выполнения, т.е. на определении метода их решения. Кроме того, такого рода задания позволяют моделировать различные нестандартные ситуации применения знаний и умений обучающихся.

5. Изменить отношение к преподаванию курса геометрии в основной школе как к предмету, по которому предстоит государственный экзамен за курс средней школы: обучающиеся должны не только овладеть теоретическими фактами курса, но и уметь проводить обоснованные решения геометрических задач и математически грамотно их записывать.

6. Отработка умений обучающихся по применению полученных знаний должна осуществляться, в том числе при решении прикладных математических задач.

7. Развивать и совершенствовать использование обучающимися математического языка.

8. Обучать обучающихся математическому моделированию, применению математических знаний, анализу информации, поступающей в разных формах.

9. Использовать различные формы заданий, обеспечивая разнообразие формулировок и приучая обучающихся к пониманию сути задания, которая может выражаться по-разному.

10. Реализовывать уровневую дифференциацию в процессе преподавания математики: уделять особое внимание формированию базовых знаний и умений обучающихся, которые не ориентированы на более глубокое изучение математики при продолжении образования, и обеспечить продвижение обучающихся, которые имеют высокую учебную мотивацию и возможности для изучения математики на повышенном и высоком уровне.

В ходе обучения математики необходимо обратить самое серьезное внимание на обеспечение усвоения всеми обучающимися минимума содержания на базовом уровне. Этап формирования базовых умений у менее подготовленных школьников займет больше времени, чем у более подготовленных обучающихся. Поэтому в арсенале учителя должны быть средства и методы, позволяющие обеспечить дифференцированный подход к обучающимся, предоставить для обучающихся со слабой подготовкой возможность более длительной отработки умений в ходе решения простых задач, а для более подготовленных – достаточно быстрый переход к решению задач повышенного уровня. При выборе дидактических пособий (задачников, рабочих тетрадей, карточек и т.п.) следует обращать внимание на наличие элементарных заданий на закрепление изученного материала.

Целесообразно также увеличить число рассматриваемых на уроке задач, где эффективно используется прием устного решения и задач по готовым чертежам.

Обучающиеся должны быть заранее осведомлены о том, что они могут быть положительно аттестованы только в том случае, если научатся самостоятельно решать задачи, овладение которыми показывает усвоение материала на базовом уровне.

Необходимо при изучении каждой темы ознакомить обучающихся с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников.

Рекомендуется предложить обучающимся список задач, которые они должны уметь решать для получения удовлетворительной оценки, например, в качестве заданий для самопроверки достижения обязательного уровня подготовки по теме.

Формирование умений решать задачи базового уровня – непременное условие для усвоения математики на любом уровне. Это обязательная часть учебного процесса, недооценивать которую нельзя. Только после этого этапа можно переходить к формированию умений решать задачи повышенного и высокого уровней.

Анализ данных о выполнении заданий повышенного уровня сложности показывает, что они вызывают трудности у значительного числа обучающихся, причем, не только у слабо подготовленных, но и у обучающихся, продемонстрировавших при выполнении итоговой работы хороший уровень математической подготовки.

В числе причин неуспеха в решении таких задач можно выделить две основные:

1) для решения задач повышенного уровня необходимо использовать имеющиеся знания в измененной учебной ситуации, т. е. в ситуации, не всегда достаточно отрабатываемой на уроках;

2) при изучении некоторых разделов курса математики проявляется слишком формальное усвоение материала учащимися: «Арифметическая и геометрическая прогрессии», «Функции. Свойства функций и их графики», «Векторы», «Правильные многоугольники», «Задачи практического содержания» и др.

Для того, чтобы быстро и успешно справляться с решением геометрических задач повышенного уровня, необходимо выполнение ряда условий. Одним из важнейших условий является уверенное владение алгоритмами решения задач, свойствами ряда «опорных» геометрических конфигураций, которые часто используются в задачах. Другим, не менее важным, является умение проанализировать условие задачи, разбить ее на несколько знакомых подзадач или распознать в ней опорную конфигурацию и установить связи между ее элементами: их взаимное расположение, метрические соотношения.

11. Выстроить систему контроля знаний, умений и навыков обучающихся, используя для этого задания, аналогичные заданиям экзаменационных материалов.

12. Обучать обучающихся элементам самоконтроля и оценке полученных при решении результатов.

13. Совершенствовать методический инструментарий, используя задачи не только как средство отработки технических приемов и алгоритмов, но и как средство формирования и развития интеллектуальных умений обучающихся.

14. При работе с учебными материалами, связанными с подготовкой обучающихся к итоговой аттестации, нужно отдавать предпочтение пособиям с грифом Федерального института педагогических измерений.

15. Планируя урок и изучение всей темы целиком, учитель должен помнить о тех целях и задачах, которые перед ним стоят. Главная цель работы любого учителя научить ученика самостоятельно решать задачу, проанализировать ее:

· за нестандартной формулировкой увидеть алгоритм или несколько алгоритмов решения;

· четко видеть – что известно и что из этого можно найти (что нужно найти в задаче и что для этого должно быть известно);

· прикинуть количество ответов, а также в каких пределах они находятся;

· записать решение;

· проконтролировать его правильность проверкой, если это возможно;

· записать ответ, в соответствии с основным вопросом;

· если это задание с выбором ответа, то исключить те варианты, которые категорически не подходят, а далее либо решить, либо сделать логическое заключение.

Читая условие, ученик должен видеть ситуацию, которая ему предлагается, а, решив задачу, четко ответить на поставленный вопрос.

Подбирая тренировочные упражнения для работы на уроке или дома, учитель всегда должен помнить об особенностях экзамена по математике и следовать рекомендациям, приведенным ниже.

1) В устной работе (желательно проводить на каждом уроке алгебры), кроме заданий, соответствующих теме урока, использовать задания вычислительного характера и задания по темам:

· дроби,

· проценты,

· графики функций.

2) Включать в содержание урока не только решение основных заданий по теме, но и дополнительные вопросы, тем самым, обобщая и связывая между собой различные темы, и повторяя одновременно.

3) Подбирать задания, вызывающие трудности у обучающихся, и постоянно решать на уроках эти задания:

· неполные квадратные уравнения,

· неравенства,

· упрощение выражений со степенями (с разными основаниями),

· задания с арифметическим квадратным корнем.

4) Увеличить количество рассматриваемых на уроке и предлагаемых на дом заданий на чтение графиков и графических соответствий.

5) Уделять больше внимания разделу «Числовые функции и их графики», расширив подборку заданий:

· на построение графиков элементарных функций в общем виде;

· на исследование функций в зависимости от коэффициентов (в том числе и обратные задания).

· на построение графиков функций, область определения которых ограниченное множество.

6) При решении уравнений и систем уравнений использовать чаще задания графического плана.

Ученик должен четко представлять связь между аналитической записью уравнения, неравенства, системы уравнений и их графической интерпретацией.

7) Использовать различные формулировки одного и того же задания, предлагая учащимся составление новых формулировок по заданному условию, а также восстановление условия задания по первым строкам его решения.

8) При решении задач с помощью уравнений:

· принимать за переменную различные величины, данные в условии задачи,

· составить задачу по уравнению.

9) При изучении прогрессий:

· обратить внимание на возможность вычислений только по определению,

· обсудить вопрос о функции, область определения которой множество натуральных чисел.

10) Подбирать задания, содержащие более одного вопроса.

11) Требовать от обучающихся записи ответа в каждом задании.

12) Включать вопросы курса теории вероятностей, как в устную, так и в письменную работу на уроках математики.

13) Как можно больше использовать упражнений на выражение одной переменной через другую.

14) При решении уравнений, неравенств и систем уравнений обозначать переменные не только х и у, но и другими буквами латинского алфавита. Решив уравнение, выполнить обязательно проверку.

15) Выполняя действия со степенями, работать с числовыми значениями, включая числа, записанные в стандартном виде.

16) В заданиях вычислительного характера использовать запись ответа в стандартном виде.

Координировать работу с учителями физики и химии по практическому использованию знаний, приобретенных обучающимися на уроках математики, при различных вычислениях и решениях задач.

Особое внимание на уроках необходимо уделять повторению, которое должно проводиться постоянно, как сопутствующее новому материалу, так и тематическое. При повторении и изучении нового материала следует учитывать рекомендации психологов: материал хорошо запоминается, если его повторять на 3, 7 и 11 уроках после объяснения.

Необходим и постоянный контроль по ликвидации пробелов знаний при проведении групповых и индивидуальных консультаций.

Может помочь учителю в работе и образовательные ресурсы Интернета. Следует предлагать обучающимся тренировочные задания, тесты и зачеты. Для учеников, у которых дома нет Интернета, можно организовать работу в школьном компьютерном классе. Работу обучающихся необходимо контролировать, консультируя их по заданиям, в решении которых они испытывают трудности.

В течение всего учебного года в контрольные и самостоятельные работы обучающего характера следует включать различные формы заданий: задания работы с выбором ответа, с кратким ответом, а также стандартные для математики задания, в которых необходимо дать развернутое решение с полным объяснением.

В процессе выполнения обучающих работ можно отработать процедурные моменты экзамена: организация работы в присутствии учителя, не работающего в классе, распределение времени при решении заданий, исправление ответов в бланках ответов. Знакомство с инструкцией по выполнению экзаменационной работы по математике должно произойти не в день написания работы, а гораздо раньше. Необходимо неоднократно напоминать ученикам, что на экзамене следует

· выполнять задания первой части работы сначала в текстах или на черновиках, а потом обязательно перенести все ответы в бланк, при этом ответы в бланке можно исправлять в случае обнаруженной ошибки;

· при выполнении заданий второй части работы сначала записать решения на черновике, а затем аккуратно перенести их в бланк ответов №2, при этом все графики на бланке надо чертить ручкой, а если недостаточно бланка ответов №2, то организатор выдаст дополнительный бланк ответов №2.

Необходимо добиться того, чтобы каждый ученик к окончанию 9 класса представлял полностью материал, предлагаемый на экзамене, и был готов психологически к такому достаточно серьезному испытанию, как экзамен.

16. Рекомендации по использованию в учебном процессе дифференцированного подхода к обучению.

По результатам выполнения заданий обучающиеся рассаживаются в соответствии с тремя уровнями подготовки. При этом обучающиеся знают, что по мере усвоения материала они могут переходить в следующую по уровню подготовки группу.

Для достижения хороших результатов, необходимо:

· на каждом уроке проводить обязательный устный счет;

· включать в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным;

· в содержание текущего контроля включать экзаменационные задачи;

· итоговое повторение строить исключительно на отработке умений и навыков, необходимых для получения положительной отметки на экзамене;

· изменить систему контроля уровня знаний обучающихся по математике.

Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательное отслеживание результатов учеников по всем темам и своевременная коррекция уровня усвоения учебного материала.

В систему контроля можно включить различные виды диагностических карт (приложение 1), а также зачетную книжку ученика (приложение 2).

В зачетной книжке перечисляются темы, предусмотренные кодификатором требований к уровню подготовки выпускников по математике, все запланированные учителем проверочные работы, которые определяют уровень усвоения учащимися базовых знаний по данной теме. После проведения проверочной работы в зачетную книжку выставляется отметка.

Если ученик получил неудовлетворительную оценку, ему должна быть предоставлена возможность поработать над ошибками и затем обязательно должна быть предоставлена возможность повторного написания проверочной работы. После каждой работы зачетная книжка дается на подпись родителям. В книжке также указывается дата дополнительных занятий. Зачетная книжка предоставляет родителям возможность следить за уровнем обучения и своевременно принимать меры по коррекции знаний и умений обучающегося.

Подготовка к выполнению заданий второй части контрольно-измерительных материалов государственной итоговой аттестации осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время на дополнительных занятиях. При этом используются сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ и МИИО.

17. Особенности психологической подготовки.

1) Важно, чтобы каждый ученик определил для себя планируемый результат обучения, на какую оценку он планирует сдать экзамен. Это не значит, что «потолок» должен занижаться, или оставаться неизменным, но на него нужно ориентироваться как ученику, так и учителю. Учителю необходимо ставить опережающую цель: дать «на выходе» для обучающегося результат выше, чем планировалось.

2) Уровень сложности заданий в некоторых случаях следует объявлять заранее, а в некоторых – только после его выполнения. Такой подход при спланированном подборе заданий приводит к значительному сдвигу как в самооценке школьника, в его чувстве уверенности в себе, так и в его умении без ошибок выполнять тест.

3) Следует учить школьника «технике сдачи теста». Эта техника включает в себя следующие моменты:

Обучение постоянному жёсткому контролю времени. На консультациях, пробных и репетиционных тестированиях необходимо постоянно обращать внимание учащихся на то, сколько времени необходимо тратить на то или иное задание. Например, если на выполнение 1 части (20 заданий) рекомендован 1 час, то на выполнение одного задания 1 части необходимо затратить не более 3–4 минут. Таким образом, если ученик не укладывается в этот временной промежуток, то ему целесообразно перейти к другому заданию, а к этому заданию можно вернуться после выполнения всей 1 части. Точно также должен действовать ученик и при выполнении заданий второй части экзаменационной работы: всю 1 часть «уложить» в 1 час, а остальные 3 часа посвятить 2 части работы. Выдержать этот режим работы может только тот, кто приучен 3–4 часа заниматься математикой с полной отдачей. Отсутствие сформированного умения продолжительной умственной работы при решении не только математических задач (два–три часа без смены вида деятельности и отдыха) – одна из причин низкого качеств выполнения работы. Поэтому нужно постоянно повышать нагрузки и скорость выполнения заданий.

Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий. Ученики обычно сами знают, какие задания для них являются наиболее сложными. Таких «слабых» мест следует избегать при выполнении теста. Сначала нужно выполнять задания, в которых школьник ориентируется хорошо. Задача учителя состоит в том, чтобы школьник самостоятельно сумел набрать максимально возможное для него количество баллов, поэтому изречение «лучше меньше, да лучше» здесь оказывается вполне справедливым.

Обучение прикидке границ результатов, анализу ответа на предмет соответствия действительности, минимальной подстановке как приёму проверки ответа. Следует учить школьников простым для проверки результатов сразу, а не «если останется время». Необходимо после решения задания приучать учеников внимательно перечитывать условие и вопрос (что нужно было найти?). Поскольку в учебниках дополнительных действий с ответами (например, найти сумму корней, а не сами корни) практически не встречается, многие школьники не обращают на них внимания, записывая при верно решённом задании неправильный ответ. Необходимо учить технике выбора ответа методом «исключения» явно неверного ответа. Особое внимание следует уделять заданиям, в которых формулировка звучит как «Выберите из данных выражений те, которые можно (или нельзя) преобразовать к виду…..». Самое главное здесь обратить внимание на ключевые слова «можно» или «нельзя», иначе ответ может получиться совершенно противоположным.

Обучение приёму «спирального движения» по тесту. Ученик, просматривая тест от начала до конца, отмечает для себя задания, которые кажутся ему простыми и понятными и выполняются сходу, без особых раздумий. Именно их школьник выполняет первыми. Затем необходимо «пробежать» глазами 2 часть работы и отметить 1–2 задания, которые поняли сразу, в этой части есть задания, которые «средний» ученик решает без особого напряжения. К ним можно перейти, когда будет в основном закончена 1 часть работы. Затем можно перейти вновь к 1 части работы и попробовать выполнить задания, которые не «поддались» сразу. Если ученик не может и после этого выполнить какое-то задание 1 части, то после контроля времени (3–4 минуты), следует перейти к другому заданию сначала 1 части, а затем 2 части работы. Так необходимо делать несколько раз «по спирали» и делать то, что «созрело» к данному моменту.

Перечень ресурсов Интернет

· Федеральный институт педагогических измерений - http://www.fipi.ru/

· Федеральный портал «Российское образование» -http://www.edu.ru

· Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа - http://www.school.edu.ru

· Интернет-поддержка профессионального развития педагогов - http://edu.of.ru

· Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru

· Электронный каталог образовательных ресурсов - http://katalog.iot.ru

· Единое окно доступа к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru

· Министерство образования и науки Российской Федерации- http://www.mon.gov.ru/

· «Открытый банк заданий ГИА» - http://mathgia.ru

· http://festival.1september.ru/articles/626606/ (8-9 класс тема «Векторы»)

· http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98698261 (Методические рекомендации по проведению урока по математике «Решение уравнений»)

· http://x-uni.com/matematika/5-klass/testy/matematika-kontrolnie-raboti-5-6-klassi-posobie-dlya-uchitelei-obscheobrazovatelnih-organizacii-kuznecova-l-v-minaeva-s-s-roslova-l-o-safonova-n-v-2013 (Математика, контрольные работы, 5-6 классы, пособие для учителей общеобразовательных организаций, Кузнецова Л.В., Минаева С.С., Рослова Л.О., Сафонова Н.В., 2013)

· http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e46f6859-2aa4-458d-b9a4-dbc4518b1bee/Metoda2.htm (Информационный источник сложной структуры «Виртуальная математика. Задачи с параметром. 7-11 класс»)

Скачать приложение 1 и 2



Возврат к списку

Новости и анонсы
мероприятий

16 Августа 2018 года
Подведены итоги регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования "Сердце отдаю детям"

Подведены итоги регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования "Сердце отдаю детям" С 25 мая по 25 июля 2018 года прошел региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования "Сердце отдаю детям" по номинациям:"Художественная" (7 работ); "Социально-педагогическая" (3 работы); "Естественнонаучная" (1 работа); "Техническая" (5 работ).
Читать далее...