Он-лайн
консультация

Интернет-консультации специалистов
Задать вопрос


Опросы центра

Модуль опросов не установлен.

Яндекс.Метрика

МКОУ «Школа-интернат среднего общего образования» с. Самбург Пуровского района

Раздел ведёт
начальник отдела
Мальцева Марина Александровна

Тел.: 6-48-19
mmaltseva@mail.ru




Муравьёва Анна Мячеславовна, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» с. Самбург Пуровского района, директор

«Кадры для АПК: будущее Ямала создаётся сегодня»
Реализация и масштаб лучшей практики в Пуровском районе:

В гончарной мастерскойВ 2007-2009 гг. начались подготовительные мероприятия по разработке проекта «Кадры для агропромышленного комплекса», а с 2009 года осуществляется его практическая реализация.

С 2009 года школа-интернат работает в статусе институциональной экспериментальной площадки, с 2011 года – в статусе экспериментальной площадки муниципального уровня по теме «Кадры для агропромышленного комплекса» (приказ № 670 от 12.07.2011г. ДО АПР); с 2012 года – в статусе региональной стажировочной площадки по теме «Предпрофильная подготовка и профильное обучение, ориентированные на традиционные отрасли хозяйствования и этнокультуру коренных малочисленных народов Севера» (приказ № 235 от 31.01.2012 г. ДО ЯНАО).

Причина возникновения практики, плюсы и затруднения:

При нынешней системе образования в школах-интернатах дети почти на целый год выпадают из привычной среды, в течение учебного года они оторваны от родителей, что ведёт к ломке взаимоотношений, снижается авторитет родителей как старших и опытных наставников, теряется связь с традициями предков. Находясь на полном государственном обеспечении, не имея возможности ежедневно заниматься физическим трудом, дети привыкают к иждивенчеству, отвыкают от условий жизни и работы в тундре, теряют профессиональные навыки, которые у них проявляются с самого раннего возраста.

Поэтому перед администрацией и педагогическим коллективом встала задача выбора и отработки механизмов реструктуризации образовательного пространства школы-интерната.

В Концепции гуманитарного образования Ямало-Ненецкого автономного округа отмечается, что «…повсеместно молодое поколение малочисленных коренных народов Ямала утрачивает национальные традиции, обычаи, материальную и духовную культуру. Забываются многовековые профессии и промыслы. Оленеводство, охота, рыболовство потеряли былую престижность. Источник всех этих бед многие исследователи и педагоги всё чаще и чаще усматривают в практике обучения детей северян в школах-интернатах, в разрыве семейно-родовых связей. Поэтому необходимо реформировать школы-интернаты…

…Учитывая специфичность состава учащихся школ Севера, необходимо предусмотреть создание условий для получения частью контингента традиционно тундровых ремёсел и профессий, необходимых для промышленного освоения Севера».

Структура и механизмы практической реализации практики

Нарты своими рукамиУ старших школьников на первом плане находится профессионально-учебная деятельность. Поэтому очень важно создать такие условия, в которых они чувствовали бы себя комфортно и могли бы полностью реализовать ведущий для себя вид деятельности.

Анализируя вопросы определения выпускниками школы-интерната своего места в жизни, мы видим, что не всё здесь так гладко, как нам хотелось бы.

Серьёзной проблемой является недостаточно успешная социализация выпускников школы-интерната коренной национальности: в среднем 9,5% выпускников школы-интерната ежегодно затрудняются с выбором дальнейшего жизненного пути. В результате некоторые из них пополняют ряды безработных или выполняют работы, не требующие специальных знаний. Часть выпускников уезжает обратно в тундру, где под руководством родителей или опытных наставников заново начинают осваивать азы традиционного хозяйствования.

В «градообразующем» сельскохозяйственном предприятии села Самбург – ОАО «Совхоз Пуровский» – продолжается развитие двух приоритетных направлений деятельности: рыбодобычи и оленеводства. Ведётся строительство рыборазводного комплекса и тепличного хозяйства. Поэтому в ближайшее время в селе будут востребованы и традиционные северные, и новые специальности и профессии, подготовку к освоению которых необходимо вести уже сегодня.

Программа «Кадры для агропромышленного комплекса» направлена на решение обозначенных выше проблем – она предоставляет обучающимся возможность спроектировать своё будущее и сформировать необходимые ресурсы для осознанного профессионального выбора.

ОленеводствоДля практической реализации программы «Кадры для агропромышленного комплекса» за основу взята модель школы старшей ступени с профильным обучением, обеспечивающая потребности обучающихся и их родителей, ориентированная на развитие инфраструктуры села Самбург, на подготовку выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации в первую очередь на местном рынке труда.

Программа предусматривает реализацию следующих общих позиций:

  • подготовку выпускника школы-интерната по всем разделам программы трудовой и профессиональной ориентации, в том числе и по народным промыслам;
  • осуществление этнографической и краеведческой направленности, политехнического характера трудового обучения;
  • акцентирование внимания школьника на профессии, необходимые для регионов Крайнего Севера.

Данная программа ставит и конкретные цели для выпускника школы-интерната:

  • ознакомиться с основами машиноведения на основе изучения оборудования по соответствующему разделу программы трудового обучения;
  • изучить технику и уметь водить транспорт (мотоцикл, снегоходы, моторную лодку), зная правила дорожного движения;
  • научиться шить, изготавливать меховую одежду и обувь, производить их ремонт;
  • изучить теоретические основы и получить практические навыки оленеводства, рыболовства и охотничьего промысла;
  • знать, как строится жилище северян;
  • получить навыки работы с оргтехникой, уметь составлять и печатать документы.

Программа «Кадры для агропромышленного комплекса» создана не на пустом месте: коллективом педагогов школы-интерната проведена большая подготовительная работа по отработке главных направлений программы:

  • открыты объединения дополнительного образования детей: «Малая механизация Севера», «Песни тундры», «Национальный сувенир», «Декоративно-прикладное творчество», «Резьба по кости», «Резьба по дереву», «Глиняная игрушка», «Скорняжное дело».
  • с целью формирования жизненных ориентиров, подготовки к будущей профессиональной деятельности проводится профориентационная работа: экскурсии на звероферму, почту, больницу, котельную, электростанцию, выездные уроки на ГП-1 ООО «Газпром добыча Уренгой» (г. Новый Уренгой). Введён спецкурс «Профессиональная компетентность».

РыболовствоКроме предметов, изучаемых на профильном уровне, в учебный план технологического профиля 10 и 11 классов введён час элективного учебного предмета «Оленеводство». Оленеводство не только является древнейшим традиционным занятием коренного населения Ямало-Ненецкого автономного округа, но и занимает существенное место в агропромышленном комплексе северных регионов России на современном этапе. Преподавание курса «Оленеводство» актуально и имеет практическую направленность. Образовательный процесс по данному предмету строится по принципу теоретических и практических занятий: постигая азы оленеводства в теории, учащиеся имеют возможность на практике познакомиться с особенностями профессии.

Изучая теорию по данному предмету, учащиеся получают первоначальное представление о профессии оленевода, знакомятся с её особенностями. Посещая практические занятия, имеют возможность прикоснуться к традиционным видам деятельности коренных народов Севера, получают представление об организации работы в данном направлении, овладевают элементарными навыками общения с животными. Ежегодно группа старшеклассников школы принимает участие в забойной кампании ОАО «Совхоз Пуровский».

Ожидаемыми результатами реализации программы являются:

  • создание в муниципальном образовании село Самбург эффективно действующей инфраструктуры, обеспечивающей формирование «цепочки» взаимосвязи: выпускник школы-интерната – обучающийся ССУЗа, ВУЗа – специалист сельскохозяйственных предприятий;
  • дальнейшее эффективное развитие сельскохозяйственных предприятий муниципального образования село Самбург за счёт возрождения, сохранения и развития традиционных отраслей хозяйства коренных малочисленных народов Севера;
  • создание системы этнокультурных технологий для совершенствования учебно-воспитательного процесса;
  • создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров для традиционных и промышленных отраслей хозяйства;
  • расширение сотрудничества между школой-интернатом и образовательными учреждениями района, округа, страны;
  • повышение конкурентоспособности сельскохозяйственных организаций муниципального образования село Самбург за счет привлечения высококвалифицированных специалистов.

Критериями оценки эффективности реализации программы являются:

  • создание условий для дальнейшего развития организаций, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность на территории муниципального образования село Самбург;
  • достижение реальных результатов сельскохозяйственными организациями муниципального образования село Самбург за счёт внедрения инновационных технологий высококвалифицированными специалистами;
  • расширение партнёрства между МКОУ «ШИСОО» с. Самбург, организациями муниципального образования село Самбург и муниципального образования Пуровский район в процессе реализации программы, рост объёмов привлеченных внебюджетных средств.

Мы уверены, что разработанная нами программа «Кадры для агропромышленного комплекса» послужит целям стабилизации развития коренных малочисленных народов Ямала, комплексного решения проблем сохранения их традиционного образа жизни, культурного наследия, духовных традиций и ценностей.

Участники программы:

  • коллектив муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат среднего общего образования» с. Самбург Пуровского района является главным исполнителем программы. В его задачи входит планирование, организация выполнения программы, отслеживание, контроль и корректировка результатов.
  • Совет Школы-интерната анализирует ход выполнения программы, осуществляет контроль за деятельностью астников программы, регулярно подводит итоги реализации основных этапов программы.
  • Департамент образования Администрации Пуровского района является координатором программы: осуществляет взаимодействие с администрацией школы-интерната и другими ОУ района, округа, укрепление материально-технической базы; принимает участие в отслеживании, контроле, оценке и коррекции программы.
  • обучающиеся школы-интерната являются основным объектом исследования; принимают участие в организации и проведении теоретических и практических занятий и внеклассных мероприятий.
  • семьи обучающихся школы-интерната принимают активное участие в реализации программы: приобщают школьников к традиционным видам хозяйствования КМНС, обучают народным промыслам, прикладным искусствам.
  • коллектив ОАО «Совхоз Пуровский» является главным партнёром школы-интерната: на производственной базе совхоза организуется проведение практических занятий. Кроме того, большинство работников ОАО «Совхоз Пуровский» являются частью объекта исследования как родители наших обучающихся.
  • Пуровское отделение Ассоциации «Ямал – потомкам!» является общественным помощником и координатором программы.
  • средства массовой информации являются «трибуной» программы: пропагандируют опыт работы школы-интерната по реализации программы.

Этапы реализации программы

Таблица 1

№ п/п

Этап

Период

Мероприятия

1

Первый этап – Подготовительный

2009-2010 учебный год

Анализ и определение возможности перевода школы-интерната в режим экспериментальной работы.

Изучение мнения педагогов, воспитанников, родителей и общественности об изменениях в работе школы-интерната.

Разработка нормативно-правовой базы

Подбор, расстановка, обучение и переподготовка кадров.

Создание необходимой материальной базы

2

Второй этап – диагностический

2010-2011 учебный год

Освоение развивающих, личностно ориентированных педагогических технологий участниками опытной работы.

Апробирование и корректировка учебного плана, программ по этнотехнологии, этнопедагогике.

Формирование учебного плана всех ступеней обучения.

Начало разработки системы диагностических средств, позволяющих выявить показатели реализации задач Программы.

3

Третий этап – преобразующий

2011-2012, 2012-2013 учебные годы

Становление системности учебного плана; освоение развивающих, этнокультурных технологий большинством педагогов школы-интерната.

Апробация содержания, хода, итогов экспериментальной работы по достижению целей Программы.

Разработка рекомендаций по созданию в педагогическом процессе ситуаций, позволяющих актуализировать развитие личности воспитанников, распространение его в пределах школы-интерната, дальнейшая технологизация педагогического опыта.

Формирование целостной мониторинговой системы показателей, диагностических средств, достижение регулярности функционирования информационной службы по диагностике уровня управления качеством образования.

Подготовка статей, брошюр, буклетов, бюллетеней, видеофильмов, мультимедийных программ, обобщающих опыт деятельности школы-интерната.

4

Четвёртый этап – итоговый

2013-2014 учебный год

Создание целостной системы школьной жизнедеятельности, ориентированной на этнокультурное развитие школьников.

Подведение обобщающих итогов работы, системный анализ и создание на этой основе концепции дальнейшей работы.

Уточнение, корректировка нормативной документации.

Выпуск статей, брошюр, буклетов, бюллетеней, видеофильмов, мультимедийных программ и т.п., обобщающих опыт деятельности школы-интерната.

Обновляется материально-техническая база – приобретаются оборудование, инструменты, расходные материалы. Источником финансирования являются не только бюджетные, но и внебюджетные средства, в том числе полученные нами Гранты.

Средства гранта по итогам конкурса инновационных проектов (3000000,00 рублей) израсходованы на мероприятия по дальнейшему развитию программы:

  • приобретено недостающее оборудование и материалы для работы школьных мастерских;
  • приобретено оборудование для организации издательской деятельности (изготовление буклетов, наглядных дидактических пособий по этнокультурологическому образованию);

Основные трудности при реализации программы:

  • консерватизм ряда педагогов, сложность преодоления стереотипов. - недостаточная для реализации программы в полном объёме материально-техническая, учебно-методическая база школы-интерната.
  • общее негативное воздействие социально-политической и экономической ситуации в обществе.
  • возможное нежелание части воспитанников принимать участие в реализации программы.

Яркие, значимые результаты и эффекты

Результаты опытно-экспериментальной деятельности педагогического коллектива были представлены в рамках Второго Ямальского образовательного форума (2010г.), Арктического образовательного форума (2011г.), 13-го Всероссийского форума «Образовательная среда – 2011», Всероссийской конференции руководителей образовательных учреждений (2012г.), Международной научно-практической конференции «Современный учитель: личность и профессиональная деятельность» (2012г.). Опыт работы коллектива школы-интерната представлен на районных научно-практических семинарах «Создание среды, способствующей саморазвитию и самоопределению школьников. Разработка и реализация инновационного проекта (программы)» (2010г.), «Условия и механизмы успешной самореализации участников образовательного процесса» (2011г.), «Развитие педагога и ученика в условиях этнокультурологического образования» (2012г.). В рамках Второго Ямальского образовательного форума школа-интернат стала обладателем гранта в размере 3000000 рублей как Победитель конкурса инновационных проектов школы ступеней (старшая ступень).

В рамках ежегодного августовского совещания педагогических работников Пуровского района в 2011 году защищен инновационный проект «Школа успеха» по внедрению дистанционного обучения (проект удостоен денежного поощрения 60000 рублей), в 2012 году – «Программа предшкольного образования детей-тундровиков как условие формирования готовности ребёнка к успешному обучению в школе» (проект удостоен денежного поощрения 100000 рублей, приказ Департамента образования Администрации Пуровского района от 15.06.2012г. № "О проведении конкурса инновационных проектов среди образовательных учреждений в 2012 году"; Распоряжение Главы района от 08.10.2012г. № 456-РГ "О присуждении гранта Главы района муниципальным образовательным учреждениям, активно внедряющим инновационные образовательные технологии").

Мероприятия по трансляции опытно-экспериментальной работы

Муниципальный уровень:

  • Представление опыта работы в рамках августовского совещания педагогических работников Пуровского района, 2011-2012 г.г.
  • Научно-практический семинар «Развитие личности ученика и педагога в условиях этнокультурологического образования», 06.04.2012г.

Региональный уровень:

  • Выставка поделок воспитанников объединений дополнительного образования на Арктическом образовательном форуме, 2011г.
  • Представление опыта работы в рамках Арктического образовательного форума, 2011г.
  • Представление материалов на окружной конкурс проектов и программ, направленных на реализацию мероприятий окружной долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы», 2011г.
  • Окружной научно-практический семинар «Предпрофильная подготовка и профильное обучение, ориентированные на традиционные отрасли хозяйствования и этнокультуру коренных малочисленных народов Севера» 09-11.12.2013г. Всероссийский уровень:
  • Представление опыта работы в рамках 13-го Всероссийского форума «Образовательная среда – 2011».
  • Демонстрация проектов, направленных на повышение качества образования на Всероссийской конференции руководителей образовательных учреждений, апрель 2012г.

Контактное лицо:

Муравьёва Анна Мячеславовна, директор МКОУ «ШИСОО» с. Самбург; тел: 8(34997)31065, 8-9044532336; e-mail: annamuravjeva60@mail.ru; samburg_int@mail.ru; официальный сайт: www.samburg-si.ucoz.ru

Долгих Ираида Михайловна, директор МКУ "ИМЦРО" Пуровского района г.Тарко-Сале; тел: 8(34997) 6-48-07, 8(34997) 6-47-79 (факс); e-mail: pur_rimc@mail.ru; официальный сайт: www.purimcro.ru.



Назад в раздел

Новости и анонсы
мероприятий

22 Апреля 2024 года
Завершился заочный этап конкурса «Мы гордость Родины»

Завершился заочный этап конкурса «Мы гордость Родины» Поздравляем обучающихся второй школы г. Тарко-Сале Гузева Назара и Курбанову Милану с победой в заочном этапе XXII Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ «Мы гордость Родины».
Читать далее...